В Евангелии от Матфея Иисус рассказывает притчу (прилагаю цитату): «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». В честь Матфея назвали этот эффект, хотя он, конечно, не виноват, что мир так устроен.
Мы не находимся в равных условиях, и наш успех во многом зависит от стартовых позиций. Многие сейчас за равенство; сегодня не будем поднимать эту тему, просто посмотрите ролик, думаю, сразу станет понятно, к чему я клоню.
https://vk.com/video-23213239_456239892
Сформулировал этот принцип в 1973 году американский социолог Роберт Мёртон, причём сначала речь касалась конкретно академического сообщества.
Мёртон отметил, как часто нобелевские лауреаты жаловались, что учёным, ставшим знаменитыми, «воздаются несоразмерно большие почести за их вклад в науку, тогда как заслуги относительно малоизвестных ученых часто оцениваются несоразмерно низко, хотя вклад их нередко бывает сопоставимым».
Сейчас приведу довольно простой пример. Берем любую книгу Панчина, Маркова или новую Кукушкина (все они - популяризаторы науки), и что вы увидите? Абсолютно на всех есть рекомендации Аси Казанцевой. А на книгах самой Аси - рецензии от данных товарищей. И вроде все круто и логично. Раз ты сам в этой среде, и твой друг что-то выпустил, то поддержи его. У меня нет претензий ни к Асе, ни к ее коллегам. Они действительно талантливые популяризаторы, и их книги действительно стоят того, чтобы их прочесть. Но часто случается так, что ученые готовы преувеличивать достижения своих уже известных товарищей, которые создали себе имя благодаря прежним заслугам. А тех, кто еще не в их «компашке», оставляют за бортом, даже не удосуживаясь уделить теме время. (впрочем, тут может действовать как данное искажение, так и банальная нехватка времени).
Подобный фанатизм я встретила, когда читала книгу Эдварда Уилсона «Смысл существования человека», на которую позднее написала отзыв. Очень четко прослеживается, как многие ученые и другие имеющие вес в обществе люди положительно высказались о данном авторе, но, как мне показалось, даже и не думали прочесть саму книгу.
Получается, что разрыв между печатаемыми и цитируемыми исследователями и их менее заметными коллегами огромен и растёт просто на основании того, что имеющий хорошие количественные показатели автор получает все преференции.
Конечно, такая проблема встречается не только в научных кругах. Эффект наблюдается повсеместно.
Все начинается с самого детства. Наша система образования устроена таким образом, что уже с этого возраста идет четкое разделение детей. Этот отличник добьется многого в жизни, а этот двоечник Иванушка - дурачок, и вся его жизнь должна пойти по наклонной из-за того, что он не может осилить математику. Таким образом многих «гениев» убивают на корню. (хотя тут можно привести обратный пример, когда отличники работают на троечников, но это уже другая тема). Или такая, наверное, до боли знакомая ситуация. Когда отличник и «слабенький» ученик сдают идентичные работы, но результаты оценивания диаметрально противоположные.
Это лишь банальные примеры, встречающиеся в жизни, наверное, каждого человека. Если подумаете, то без проблем найдете еще множество примеров этого эффекта в своей жизни.
Мы рассмотрели лишь "злую" сторону эффекта Матфея. Однако не стоит забывать, что есть и положительные моменты. Так, благодаря данному явлению новость о том или ином открытии распространяется гораздо быстрее, что способствует более стремительному прогрессу. И в самом деле, успешные исследования всемирно известного ученого привлекут большее внимание общественности, чем открытия неизвестного рядового сотрудника какого-нибудь провинциального НИИ.
Тем не менее хотелось бы, чтобы мы не забывали о подверженности данному когнитивному искажению и иногда оглядывались вокруг, а возможно и помогали незаметным, но классным занять свое место на пьедестале.
На этом у меня все.
Счастья и осознанности, друзья!
Еще больше публикаций в нашей группе ВКонтакте https://vk.com/ratio.space! Присоединяйтесь, будет интересно;)