Найти тему
Бек Нарзи

Mr.Pruts - Андрей Пруцких. Про чаевые. А что ты сделал, чтоб тебя не обижали?

Сколько чаевых гости оставляют после карантина? Столько же? Больше? Меньше?

Увы и ах, статистика говорит, что меньше. По крайней мере, так говорят те люди, с которыми я общаюсь.

С одной стороны, дело дрянь. За карантин кошельки и так прохудились, на небе только и разговоров, что о второй вспышке, деньги нужны как никогда. Чаевые - это приличная часть нашего заработка, для кого-то даже основная.

И вот, добрая половина читателей уже точат вилы.

«С одной стороны? А что есть и другая? Не попутал ли ты часом, тiгреня?».

Нет, не попутал, речь о справедливости.

Зайдём издалека. Ещё лет десять-пятнадцать назад многие вообще недоумевали:

«А зачем оставлять барменам чаевые? Они же просто наливают!».

Прошло время и мы доказали, что бармен, кроме напитков, может дать не только крутой сервис, но нечто большее:

  • Приятную атмосферу
  • Выслушать тебя
  • Поговорить и так далее
-2

Голливудским фильмам тоже не забудьте сказать спасибо.

Да и остальной части поп-культуры. Не оставлять чаевые как-то переросло в разряд моветона. Ситуация поменялась, пропала необходимость таскать левак, обманывая работодателя, инвентаризации «внезапно» стали ровнее, природа настолько очистилась, что в Хореку вернулись зарплаты.

Ну, ладно, не только из-за этого, прежде всего за это спасибо некоторым людям, которые потратили годы на выправление нашей репутации.

В любом случае, зарплаты стали платить, чаевые стали оставлять, мир дружба, жвачка. В чём же беда? Да вот, одна имеется. Скорее даже вопрос:

-3

А достойны ли мы этих денег?

Давай разберёмся, что такое чаевые? Наши англоязычные коллеги так же называют их Service charge, вознаграждение за сервис. В отелях есть классная система трёх уровней сервиса:

  • Less than expected - ниже ожиданий
  • As expected - в рамках ожиданий
  • More than expected - выше ожиданий

Что же это всё значит? По-сути, в нашу зарплату входит встретить гостя, рассказать ему про меню, принять заказ, приготовить\вынести еду и напитки, поддерживать чистоту его стола\стойки, корректно рассчитать, проводить.

В разных заведениях это может розниться, но в целом суть такова. Это - наш продукт, которого от нас ожидают гости. As expected.

Если бонусом к этому продукту гость получил ещё и крутую атмосферу, приятный разговор, словом, нечто большее, чем то, на что рассчитывал, это выше ожидаемого. More than expected. Вот за они и готовы вознаграждать нас чаевыми.

Если же они не получили того, за чем пришли, стол был грязным, заказ несли долго, блюда остыли, а напитки обводились, это ниже ожиданий, less than expected. Разумеется не о каких чаевых здесь речи не идёт.

К чему я это всё? Да к тому, что очень часто вижу неприятную ситуацию:

  • Приходишь в бар
  • Садишься за стойку
  • Тебя обслуживают
  • С тобой разговаривают, вроде всё круто.

Потом поворачиваешься направо, а там тарелка грязная, налево, там двадцать минут назад допитый бокал. Т.е. Ты окружен заботой, а гости вокруг брошены. Всё! Финита ля комедия!

А самое главное, что если на базовом уровне есть прокол, это уже ничем не исправить. Как ни пляши вокруг гостя, как ни развлекай его восхитительными историями, подсознательно он зацепится за грязную посуду и липкий бар. А значит бармен потеряет чаевые, заведение потеряет выручку.

Повторю вопрос: а были ли докарантинные чаевые заслуженными?

Если ситуация в баре на фото у тебя в баре бывает, то нет
Если ситуация в баре на фото у тебя в баре бывает, то нет

Вот она в чём вторая сторона. Вот где справедливость зарылась. Как же это выяснить? Да очень просто - посмотри, сколько тебе оставляют сейчас, когда гости стали тщательнее считать деньги. Потребитель больше не готов швырять в нас купюры просто за то, что мы за баром стоим (в России и раньше не особо готов был, а теперь и того меньше).

Если всё ещё много - молодец, твой сервис хорош. Стало немного меньше? Кризис, всё понимаем. Сильно меньше - а ты уверен, что проблема в гостях?

Я хожу во многие бары, горячо люблю их за атмосферу, людей которые там работают, за напитки (хотя, я последнее время пью в основном херес с содовой или пиво, скучный бонвиван).

Даже при этом, сидеть в грязи за липким баром не комильфо. А если мне, понимающему всю нашу кухню, пришедшему на конкретных людей и атмосферу, это доставляет дискомфорт, что говорить о гостях, которые просто пришли в заведение впервые без таких скидок?

Разово-то может и оставят, но потом пойдут в другой бар, где чисто, без косяков. Иными словами, тут не только о чаевых речь, так и бизнес загнуться может.

-5

Что же с этим делать?

  • Для начала, высеки уже себе на костях: КАЖДЫЙ ГОСТЬ ДОСТОИН ВНИМАНИЯ! Если ты облизываешь одного в ущерб всем другим, это не профессионализм, а дилетантство. Сначала основная работа, потом увлекательные диалоги.
  • Приучи себя к многозадачности. Ты в тысячный раз стируешь этот долбаный Old Fashion, ну, не случится ничего, если ты поднимешь глаза от станции, посмотришь, как обстоят дела на стойке, заберёшь грязную посуду или скомканную салфетку. Поверь - одной руки для стира (как и для шейка) вполне достаточно. Я проверял.
  • Начни относиться к бизнесу, в котором работаешь, как к своему собственному. Серьёзно, это очень круто работает. Представь, что это твои деньги вложены, если прогоришь, то не работу потеряешь, а в долгах останешься. Внимание к ПРАВИЛЬНЫМ деталям сразу же проснётся. Только не заиграйся, с этим в разумных пределах оставаться надо.
  • Постоянно тренируйся. Развивай многозадачность, простаивай в голове логистику передвижений по бару, разрисовывай её на бумаге (постоянно так делаю, кстати), придумывай, как ускорить свою работу, чтобы больше внимания можно было уделить гостям.

Так и только так! Вот тогда пойдут чаевые! При том не «потому, что надо» и не «из жалости», а настоящие, заслуженные. К этому и надо стремиться.

Короче, избавляйся от грязи, обучайся развивайся, ну и на телегу мою подпишись. И на инстач. Вот.

Instagram

YouTube

Telegram

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц