Стать победителем литературной премии – это победа. Евгений Чижов в прошлые годы отметился в числе лучших и получил премию «Венец» Союза писателей Москвы. Его необычного героя романа «Перевод с подстрочника» читатели заметили. Не меньшую интригу представляет собой загадочный Кирилл по прозвищу Король –герой нового романа писателя «Собиратель рая».
Соло в исполнении маргиналов
Читателей в современном контексте реформаций и перемен захватывали разные литературные герои. Со страниц книги Чижова в наш мир пришли совсем особенные люди - маргинальные интеллигенты. Сам Король и его неизменная свита из учеников, поклонниц и подражателей обосновалась на Тишинке. На барахолке их уважают и привечают как великих знатоков ретро – старья из советского прошлого.
Увлекательное описание особого мира Тишинки, где все свои, занимает десятки страниц. Правда, социальная активность героев сводится к выискиванию среди отслужившего хлама только им понятного раритета. Король забивает старыми вещами две комнаты до потолка и долгими вечерами под музыку наводит ревизию и рефлексирует. Чем не современный Плюшкин?
Ода памяти
Но писатель давно прослыл великим выдумщиком, поэтому под это фатальное увлечение барахлом с рынка подвел философскую основу о человеческой памяти и времени. «Память человека глубже его самого, и никто не может увидеть, что у него на дне. А на дне у него отблески того самого рая, который был до начала общей истории и будет после конца каждой отдельной жизни».
А за окном обычная Москва и москвичи, но в квартире, что в Камергерском переулке, застыло прошлое, к которому у героя особое отношение и любовь. Сегодня он шагает на свою работу в одежде из 30-х, завтра в кожанке из 50-х. Перевоплощения происходят постоянно. Маска, я тебя знаю? Нет, его не знает никто. Король живет в прошлом и как будто не чувствует напряженного пульса настоящего. «Всякий человек, -рассуждает он,- в конце концов выпадает из своего времени, кто раньше, кто позже… Все наше будущее осталось в прошлом.»
Таким же лицедейством занимается его приятель Карандаш. Только он собирает не вещи, а воспоминания людей с барахолки. С замысловатыми судьбами и мыслями. С припрятанными под прилавком умопомрачительными вещицами, которые не имеют цены, а после их смерти будут выброшены на свалку за ненадобностью. И все они яростно стараются уверить себя и окружающих, что живут они на своей Тишинке вне времени. «О будущем им даже думать не хочется, потому что в нем будет все, что уже есть, только гораздо хуже, ведь они сами станут старее». Другим этот фокус не понять.
Тупик одиночества
Культурный дресс-код героев с Тишинки оказался ненадежным прикрытием от тотального одиночества, старости и смерти. Подсознательное чувство, благодаря магии текста, призывает читателя поразмышлять над бренностью мира, наконец, по-человечески посочувствовать Кириллу. Одинокая жизнь в квартире вместе с матерью, которая давно и безнадежно больна. Беспощадность болезни Альцгеймера заключается в потере памяти, и она пытается удержать последние картины прошлого. В ее ретро-кино уже нет детства, молодости, однажды она не узнает собственного сына – вы кто?
Вот так по-разному, мать и сын стараются сохранить ускользающее время. Ностальгия по советскому прошлому зашкаливает. Старые вещи, альбомы, воспоминания перекрывают настоящее так плотно, что на реальную жизнь ничего не остается. Ни сил, ни времени. Это состояние подобно смерти.
Разоблачение Вечного Жида Тишинки происходит по всем правилам приключенческого жанра. Наш Король попадает в Нью-Йорк, и там убит мелкой шпаной в пьяной драке. В Москве знаменитая коллекция разошлась незаметно, кстати, работники театральных мастерских почти ничего не взяли, сказали, что свою рухлядь девать некуда. А герой собирал и хотел подарить всем рай из прошлого. Не получилось. Жаль.
Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал.