Найти тему
Анна Ульман

У кого бы вы заказали свой портрет?

Всем привет!🖐

Дорогие читатели в наше время портрет стал не редкостью, а обычным делом. У каждого из нас есть под рукой смартфон (фотоаппарат) и ни составляет никакого труда сфотографировать себя или близких. С помощью редакторов можно улучшить изображение и удалить все недостатки.

А как обстояло дело в прошлые столетия? Надо было найти художника, позировать ему несколько дней, а для некоторых мастеров позировать приходилось месяцами и заплатить за портрет мог не каждый. Кто-то из художников так же приукрашивал портрет, чтобы понравилось заказчику, кто-то считал это недопустимым и создавал психологический портрет, который всех приводил восторг. Портрет был не для всех и довольно дорогой забавой.

Но давайте представим, что у нас есть желание и доход, чтобы заказать портрет. Я решила показать вам портреты тех художников, о которых сейчас вспомнила.

Портрет Урсулы Мнишек. Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1782 г.

Совершенно бесподобный портрет графини Урсулы Мнишек - изображает польскую аристократку, дочь воеводы Яна Якуба Замойского и Людвиги Понятовской, племянницу последнего польского короля Станислава Августа Понятовского. Урсула Мнишек была статс-дамой российского императорского двора.

Художник построил колорит картины на сочетании холодноватых голубых и сияющих жемчужных тонов. С безупречным мастерством переданы жесткий переливающийся шелк великолепного парадного платья, прозрачное кружево, обрамляющее глубокое декольте, легкие пряди напудренных волос, нежная кожа, и взгляд светлых голубовато-серых глаз. Перед нами благородная дама, которая свысока смотрит на нас и таинственно улыбается, словно знает что-то, чего мы не знаем.

Достоинство Дмитрия Григорьевича в объективности к предмету, как показатель отсутствия манерности, - в то же время граничит с холодной отстраненностью.

Портрет Урсулы Мнишек. Д.Г. Левицкий. 1782 г.
Портрет Урсулы Мнишек. Д.Г. Левицкий. 1782 г.

"Кружевница". Василий Андреевич Тропинин. 1823 год.

Прекрасный портрет девушки, которая занимается рукоделием был написан 1823 году. На тот момент художнику исполнилось 47 лет, он получил вольную и представил картину Совету Петербургской Академии Художеств.

Кружевница. Василий Андреевич Тропинин. 1823 год.
Кружевница. Василий Андреевич Тропинин. 1823 год.
«Кружевница» была восторженно принята критиками, современник художника, Павел Петрович Свиньин писал: «…и знатоки, и не знатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки её остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, — и все это изображено с такой правдой и простотой».

"Неизвестная". Иван Николаевич Крамской. 1883 г.

Портрет незнакомки приводит в восторг зрителей и в наше время. У картины есть даже прозвище "Русская Джоконда", так прекрасно написал художник портрет женщины.

А в конце XIX века портрет стал сенсацией, зрители пытались угадать кто эта женщина. Иван Николаевич не давал прямого ответа никому и отвечал уклончиво на вопросы любопытствующих журналистов.

"Неизвестная" . И.Н. Крамской. 1883 г.
"Неизвестная" . И.Н. Крамской. 1883 г.

На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца. Справа за её спиной виднеется Александринский театр. Она одета по последней моде. На ней бархатная шляпка с перьями, украшенное мехом и лентами пальто, муфта и тонкие кожаные перчатки. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный.

"Летом" . Валентин Александрович Серов. 1895 г.

"Летом" . Валентин Александрович Серов. 1895 г.
"Летом" . Валентин Александрович Серов. 1895 г.

Этот портрет Ольги Фёдоровны Трубниковой, художник написал летом в Абрамцеве. Его будущая жена на картине изображена в летнем домашнем платье на голове соломенная шляпка с синим бантом. Она сидит возле деревянной постройки смотрит открыто на зрителя, за её спиной виднеется лес и цветущий луг, на котором дети собирают цветы.

В этом портрете нет ничего парадного и показного, он интимный, домашний и нежный. Но как мастерски написан!

«... Ольга Федоровна сияла своими большими голубыми глазами. Пушистые вьющиеся волосы развевались светлым ореолом вокруг ее прекрасного, приветливого лица»
Из воспоминаний Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой.

Портрет Анны Андреевны Ахматовой. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1922 г.

В 1922 году, имя Ахматовой уже было прославлено в поэтическом мире. На её долю выпали трудные испытания. Но на этом портрете художник смог уловить основную черту поэтессы - внутренняя собранность.

Портрет А. Ахматовой. К. С. Петров-Водкин. 1922 г.
Портрет А. Ахматовой. К. С. Петров-Водкин. 1922 г.

За спиной поэтессы изображена девушка – муза, чьему шепоту внемлют только одаренные сверхчутким слухом. Ее силуэт выступает из космической синевы фона, словно источающего свет – свет «ахматовского» серебряного месяца.

" А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя."
Отрывок из стихотворения А. Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю…» 1922г.

Миссис Крэг . Николай Иванович Фешин. 1923 г.

Особое обаяние придает портрету "Миссис Крэг" его кажущаяся незавершенность. Фешин часто не заканчивал свои работы.Иногда трудно понять, где это происходило случайно, а где сознательно. Художник словно приглашал на в свою мастерскую и давал возможность увидеть, как рождается его композиция. Стремительные мазки, темпераментные движения кисти привносят в законченный образ внутренний динамизм. За кажущейся небрежностью и живописной размашистостью на деле оказывается строго выверенная композиция.

Миссис Крэг . Николай Иванович Фешин. 1923 г.
Миссис Крэг . Николай Иванович Фешин. 1923 г.

Перед нами на картине изображена женщина, которая пьёт чай и немного свысока смотрит на зрителя. Именно в этот момент она хочет убрать чайную ложку и насладиться горячим напитком. У зрителя создаётся ощущение мгновения, которое смог уловить художник.

Фешин блестяще писал лица и руки своих моделей; выполненные им работы обладали внешним сходством и непревзойденными личностными характеристиками людей.

👩🏻‍🎨А вы у кого заказали бы портрет? Продолжите список любимых художников.

PS