Всем привет!🖐
Дорогие читатели в наше время портрет стал не редкостью, а обычным делом. У каждого из нас есть под рукой смартфон (фотоаппарат) и ни составляет никакого труда сфотографировать себя или близких. С помощью редакторов можно улучшить изображение и удалить все недостатки.
А как обстояло дело в прошлые столетия? Надо было найти художника, позировать ему несколько дней, а для некоторых мастеров позировать приходилось месяцами и заплатить за портрет мог не каждый. Кто-то из художников так же приукрашивал портрет, чтобы понравилось заказчику, кто-то считал это недопустимым и создавал психологический портрет, который всех приводил восторг. Портрет был не для всех и довольно дорогой забавой.
Но давайте представим, что у нас есть желание и доход, чтобы заказать портрет. Я решила показать вам портреты тех художников, о которых сейчас вспомнила.
Портрет Урсулы Мнишек. Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1782 г.
Совершенно бесподобный портрет графини Урсулы Мнишек - изображает польскую аристократку, дочь воеводы Яна Якуба Замойского и Людвиги Понятовской, племянницу последнего польского короля Станислава Августа Понятовского. Урсула Мнишек была статс-дамой российского императорского двора.
Художник построил колорит картины на сочетании холодноватых голубых и сияющих жемчужных тонов. С безупречным мастерством переданы жесткий переливающийся шелк великолепного парадного платья, прозрачное кружево, обрамляющее глубокое декольте, легкие пряди напудренных волос, нежная кожа, и взгляд светлых голубовато-серых глаз. Перед нами благородная дама, которая свысока смотрит на нас и таинственно улыбается, словно знает что-то, чего мы не знаем.
Достоинство Дмитрия Григорьевича в объективности к предмету, как показатель отсутствия манерности, - в то же время граничит с холодной отстраненностью.
"Кружевница". Василий Андреевич Тропинин. 1823 год.
Прекрасный портрет девушки, которая занимается рукоделием был написан 1823 году. На тот момент художнику исполнилось 47 лет, он получил вольную и представил картину Совету Петербургской Академии Художеств.
«Кружевница» была восторженно принята критиками, современник художника, Павел Петрович Свиньин писал: «…и знатоки, и не знатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки её остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, — и все это изображено с такой правдой и простотой».
"Неизвестная". Иван Николаевич Крамской. 1883 г.
Портрет незнакомки приводит в восторг зрителей и в наше время. У картины есть даже прозвище "Русская Джоконда", так прекрасно написал художник портрет женщины.
А в конце XIX века портрет стал сенсацией, зрители пытались угадать кто эта женщина. Иван Николаевич не давал прямого ответа никому и отвечал уклончиво на вопросы любопытствующих журналистов.
На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца. Справа за её спиной виднеется Александринский театр. Она одета по последней моде. На ней бархатная шляпка с перьями, украшенное мехом и лентами пальто, муфта и тонкие кожаные перчатки. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный.
"Летом" . Валентин Александрович Серов. 1895 г.
Этот портрет Ольги Фёдоровны Трубниковой, художник написал летом в Абрамцеве. Его будущая жена на картине изображена в летнем домашнем платье на голове соломенная шляпка с синим бантом. Она сидит возле деревянной постройки смотрит открыто на зрителя, за её спиной виднеется лес и цветущий луг, на котором дети собирают цветы.
В этом портрете нет ничего парадного и показного, он интимный, домашний и нежный. Но как мастерски написан!
«... Ольга Федоровна сияла своими большими голубыми глазами. Пушистые вьющиеся волосы развевались светлым ореолом вокруг ее прекрасного, приветливого лица»
Из воспоминаний Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой.
Портрет Анны Андреевны Ахматовой. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1922 г.
В 1922 году, имя Ахматовой уже было прославлено в поэтическом мире. На её долю выпали трудные испытания. Но на этом портрете художник смог уловить основную черту поэтессы - внутренняя собранность.
За спиной поэтессы изображена девушка – муза, чьему шепоту внемлют только одаренные сверхчутким слухом. Ее силуэт выступает из космической синевы фона, словно источающего свет – свет «ахматовского» серебряного месяца.
" А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя."
Отрывок из стихотворения А. Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю…» 1922г.
Миссис Крэг . Николай Иванович Фешин. 1923 г.
Особое обаяние придает портрету "Миссис Крэг" его кажущаяся незавершенность. Фешин часто не заканчивал свои работы.Иногда трудно понять, где это происходило случайно, а где сознательно. Художник словно приглашал на в свою мастерскую и давал возможность увидеть, как рождается его композиция. Стремительные мазки, темпераментные движения кисти привносят в законченный образ внутренний динамизм. За кажущейся небрежностью и живописной размашистостью на деле оказывается строго выверенная композиция.
Перед нами на картине изображена женщина, которая пьёт чай и немного свысока смотрит на зрителя. Именно в этот момент она хочет убрать чайную ложку и насладиться горячим напитком. У зрителя создаётся ощущение мгновения, которое смог уловить художник.
Фешин блестяще писал лица и руки своих моделей; выполненные им работы обладали внешним сходством и непревзойденными личностными характеристиками людей.
👩🏻🎨А вы у кого заказали бы портрет? Продолжите список любимых художников.
PS