Найти тему
Солид Банк

Новое в российском законодательстве с 24 июня по 30 июля.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Банк России представил итоговую версию Концепции ипотечного страхования, которая призвана поддержать заемщиков

<Информация> Банка России от 22.07.2020 "Концепция ипотечного страхования: итоги обсуждения"

Концепция предполагает, что сам банк, выдавая ипотеку, страхует приобретаемую недвижимость, жизнь и здоровье заемщика. Такая страховка будет обязательной, и ее сумма будет учтена в полной стоимости кредита. Сейчас страховку приобретает заемщик, а агентом зачастую выступает банк, оставляющий себе большую часть страховой премии.

В итоговой версии концепции уточнен минимальный перечень страхуемых рисков, а также установлено, что при секьюритизации ипотечных кредитов договор страхования должен заключать ипотечный агент.

Новый подход повысит прозрачность ипотечной сделки, облегчит гражданам сопоставление ипотечных продуктов разных банков и, более того, будет способствовать снижению стоимости ипотеки.

Обновлен перечень должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях

Указание Банка России от 17.06.2020 N 5478-У
"О внесении изменений в пункт 1 Указания Банка России от 27 февраля 2017 года N 4300-У "О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях"
Зарегистрировано в Минюсте России 20.07.2020 N 59027.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

Четыре решения Банка России в помощь реальному и финансовому секторам экономики

<Информация> Банка России
"Приняты регуляторные послабления в банковском секторе для поддержки восстановления экономики"

Сообщается, что первое решение касается ускоренного внедрения новой методики оценки кредитного риска по ипотеке, которое позволит высвободить около 300 млрд рублей капитала банков на расширение ипотечного кредитования.

Второе - это стимулирование инвестиционной программы крупнейших компаний. Создаются более благоприятные условия для приобретения бессрочных облигаций. Это временная мера для повышения инвестиционной активности в восстановительный период и следующие несколько лет. Коэффициент риска по вложениям в субординированные обязательства нефинансовых организаций (включая бессрочные облигации) будет снижен с 150 до 100%.

Третье - стимулирование банков к урегулированию проблемных кредитов системообразующих организаций через получение от компаний отступного или залога в виде акций этих компаний. По сути, это обмен долга на капитал. Это тоже временная льгота, на два года, чтобы стимулировать такого рода урегулирования. Коэффициент риска по вложениям в акции системообразующих компаний, полученные по таким договоренностям об отступном или залоге, будет также снижен с 150 до 100%.

Также принято решение отодвинуть на один год повышение риска по вложению банков в капитал нефинансовых организаций. Это будет стимулировать банки поддерживать реальный сектор и даст банкам больше времени, чтобы снизить в будущем долю не приносящих процентный доход акций. Кроме того, на один год по отношению к первоначальному графику переносится повышение коэффициента риска для дефолтной задолженности, чтобы смягчить период проявления просроченной задолженности, и реализации кредитного риска из-за пандемии.

Четвертое - Банк России продлил до конца 2021 года применение пониженного коэффициента 70% по кредитам медицинским и фармпроизводителям, в целях поддержки этого критически значимого в настоящее время сегмента.

Дополнительно, чтобы сделать более конкурентоспособной по цене высокотехнологичную продукцию для зарубежных покупателей и тем самым поддержать восстановление внешнего спроса, снижен коэффициент риска с 20 до 0% по кредитам несырьевым экспортерам с покрытием "ЭКСАР".

С 27 июля 2020 года процентная ставка по кредитам Банка России на поддержку кредитования субъектов МСП, а также на неотложные нужды для сохранения занятости, будет снижена с 2,50 до 2,25 процента годовых

Информация Банка России от 24.07.2020
"Банк России снизил процентную ставку в рамках механизмов поддержки кредитования субъектов МСП и кредитования на неотложные нужды"

Сообщается, что данное снижение касается как вновь предоставляемых, так и ранее предоставленных кредитов Банка России в рамках данных механизмов (с совокупным лимитом 500 млрд рублей).

При этом сохраняется подход, согласно которому дальнейшее изменение процентной ставки по полученным кредитной организацией кредитам Банка России, направленным на поддержку кредитования субъектов МСП, зависит от изменения задолженности по кредитам, предоставленным данной кредитной организацией субъектам МСП, в сравнении с ее значением на 1 апреля 2020 года.

Банк России понизил ключевую ставку до 4,25% годовых

<Информация> Банка России от 24.07.2020
"Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 25 б.п., до 4,25% годовых"

Сообщается, в частности, что инфляционные ожидания населения и бизнеса в целом стабилизировались. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 3,7-4,2% в 2020 году, 3,5-4,0% в 2021 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.

Отмечается, что восстановление российской экономики будет постепенным с учетом поэтапного снятия ограничительных мер. Происходящее оживление деловой активности в целом остается сдержанным и неоднородным по отраслям и регионам. Косвенные индикаторы свидетельствуют о некотором оживлении инвестиционной активности. Продолжается восстановление сферы услуг и розничной торговли. Потребительский спрос поддержали меры бюджетной политики. Вместе с тем слабый внешний спрос наряду с ограничениями в рамках сделки ОПЕК+ отражается в снижении экспорта, что вносит негативный вклад в динамику экономической активности. Траектория дальнейшего восстановления экономики может быть неустойчивой в связи с произошедшим падением доходов, сдержанным поведением потребителей, осторожными настроениями бизнеса, а также ограничениями со стороны внешнего спроса.

В этих условиях ВВП снизится на 4,5-5,5% в 2020 году. В дальнейшем прогнозируется восстановительный рост российской экономики на 3,5-4,5% в 2021 году и 2,5-3,5% в 2022 году.

Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 18 сентября 2020 года.

С 1 сентября 2020 г. вводится актуализированный Порядок взаимодействия автоматизированной системы "Центральный каталог кредитных историй" и бюро кредитных историй (редакция 2.0)

"Порядок взаимодействия автоматизированной системы "Центральный каталог кредитных историй" и бюро кредитных историй. Редакция 2.0"
(утв. Банком России)

В документе приводятся сведения об используемых технологиях обмена данными и о форматах передаваемых данных.

В настоящей редакции в документ внесены, в частности, следующие изменения:

удален раздел "Порядок управления ключами кодов аутентификации и шифрования СКЗИ "Верба-OW";

определен порядок удаления ошибочно переданных титульных частей;

определен порядок уведомления о временной невозможности предоставления кредитных отчетов по запросу Банка России;

в описание структуры кредитного отчета добавлен ряд показателей;

дополнен порядок синхронизации баз данных бюро кредитных историй с базой данных Центрального каталога кредитных историй;

включен порядок разрешения конфликтных ситуаций.

Настоящая редакция 2.0 вводится взамен аннулированной редакции 1.0 от 26.06.2019 и действует с 01.09.2020 года.

Предлагается закрепить обязанность банков предоставлять физлицам наиболее полную информацию об условиях договоров банковского вклада

Проект Федерального закона N 996066-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

Законопроект разработан в целях более полного информирования, а также в целях исключения случаев искажения смысла доводимой до потребителя информации и (или) введения в заблуждение относительно реальной доходности банковских вкладов.

Проектом на кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, возлагается обязанность по раскрытию в договоре банковского вклада, а также в местах оказания услуг и на официальном сайте банка информации, в том числе о минимальном доходе по вкладу, при условии хранения денежных средств на вкладе до истечения его срока.

Проект устанавливает перечень раскрываемой информации по вкладу, которая должна быть представлена в табличной форме, утверждаемой нормативным актом Банка России.

Таблица условий должна размещаться в договоре банковского вклада с использованием шрифта максимального размера из применяемых в договоре.

Банком России предложены требования к программам для электронных вычислительных машин, используемым для оказания услуг по инвестиционному консультированию

Проект Указания Банка России "О требованиях к программам для электронных вычислительных машин, используемым для оказания услуг по инвестиционному консультированию"

Согласно проекту, программы должны, в числе прочего, обеспечивать:

предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций в отношении ценных бумаг, сделок с ними и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, в соответствии с инвестиционным профилем клиента инвестиционного советника;

ведение электронных журналов учета выполненных с помощью программы действий пользователей программы при совершении операций по определению инвестиционного профиля клиента;

предотвращение несанкционированного доступа к программе (включая использование учетной записи пользователя программы), который в том числе может повлечь изменение механизма (алгоритма) работы программы;

наличие информации об инвестиционном профиле клиента.

В отношении программ, позволяющих автоматизированным способом преобразовывать предоставленную индивидуальную инвестиционную рекомендацию в поручение брокеру на совершение сделки с ценной бумагой и (или) на заключение договора, являющегося производным финансовым инструментом, без непосредственного участия клиента (программа автоследования) проектом установлены условия о соблюдении ими требований по созданию и хранению записей о поручениях на совершение сделки с ценной бумагой и (или) на заключение договора, являющегося производным финансовым инструментом, содержащих указание на полное или сокращенное (при наличии) фирменное наименование данного брокера.

Также определен перечень информации, предоставляемой клиенту в клиентском интерфейсе.

Вступление в силу проекта предполагается с 1 апреля 2021 года.

В случае предоставления "кредитных каникул" банк обязан обеспечить внесение изменений в регистрационную запись об ипотеке (изменений в закладную)

<Информация> Росреестра от 28.07.2020 "Комментарий Росреестра по вопросам особенностей изменения условий кредитного договора"

Для внесения изменений в регистрационную запись об ипотеке в регистрирующий орган представляются: заявление кредитора по кредитному договору, обязательства по которому обеспечены ипотекой; требование заемщика о предоставлении льготного периода (оригинал или электронную форму документа, подписанного УКЭП); уведомление кредитора о подтверждении льготного периода (при наличии).

Росреестр отмечает также, что игнорирование государственным регистратором требований федерального закона является нарушением.

Банк России разъяснил порядок предоставления гражданам сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

<Письмо> Банка России от 23.07.2020 N 21-9/888
"О применении Указания N 5440-У"

Разъяснения подготовлены в связи с изданием Указания Банка России от 14.04.2020 N 5440-У, регламентирующего порядок предоставления кредитными организациями и НФО указанных сведений гражданам.

Сообщается, что самой ранней отчетной датой при трудоустройстве клиента в организацию после вступления Указания Банка России N 5440-У в силу будет являться 01.08.2020.

Также отмечено, что при указании в качестве отчетной даты первого числа месяца 01.12.2020 предоставляются следующие сведения:

при подаче клиентом обращения в 2020 году - сведения об имуществе и об обязательствах имущественного характера предоставляются по состоянию на указанную отчетную дату, сведения о доходах указываются за 2019 год. Если срок исполнения по обращению будет выпадать на первый рабочий день 2021 года, то представление в указанной ситуации сведений о доходах за 2020 год не будет считаться ошибкой;

при подаче клиентом обращения в 2021 году - сведения об имуществе и об обязательствах имущественного характера предоставляются по состоянию на указанную отчетную дату, сведения о доходах указываются за 2020 год.

Сайты бюро кредитных историй (БКИ), входящих в реестр Банка России, в поисковой системе "Яндекс" маркируются специальным знаком

<Информация> Банка России от 28.07.2020 "Началась маркировка сайтов бюро кредитных историй в Интернете"

Знак проставляется рядом с названием бюро и представляет собой синий кружок с галочкой и надписью "ЦБ РФ". Это означает, что эти компании поднадзорны Банку России, права и интересы потребителей, которые пользуются их услугами, защищены.

Наличие такого знака поможет потребителям финансовых услуг выбирать в сети финансовую организацию, действующую законно и обладающую соответствующим статусом.

Первыми маркер в поисковой системе "Яндекс" получили микрофинансовые организации. Впоследствии к проекту присоединились страховщики и другие участники финансового рынка.

Перераспределены обязанности между подразделениями Банка России по контролю и надзору за соблюдением законодательства участниками рынка ценных бумаг

Приказ Банка России от 23.07.2020 N ОД-1151
"О распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации субъектами рынка коллективных инвестиций, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, центральным депозитарием, клиринговыми организациями, центральными контрагентами, организаторами торговли, репозитариями, операторами финансового рынка, кредитными рейтинговыми агентствами, ценовыми центрами, а также саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими субъектов рынка коллективных инвестиций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, и об отмене отдельных распорядительных актов Банка России"

В частности, установлено, что с 30 июля 2020 года Департамент инфраструктуры финансового рынка реализует полномочия Банка России в сфере контроля и надзора за деятельностью:

центрального депозитария, в том числе в отношении его деятельности как небанковской кредитной организации;

профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих депозитарную деятельность, в том числе деятельность расчетного депозитария;

профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

специализированных депозитариев, за исключением контроля за прекращением ими паевого инвестиционного фонда;

репозитариев;

организаторов торговли;

клиринговых организаций, включая клиринговые организации, осуществляющие функции центрального контрагента;

небанковских кредитных организаций - центральных контрагентов, в том числе в отношении их деятельности как небанковской кредитной организации;

операторов товарных поставок;

операторов инвестиционных платформ;

кредитных рейтинговых агентств;

саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих специализированные депозитарии;

саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих депозитарии;

саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих регистраторов;

ценовых центров.

Отменены с 30 июля 2020 года аналогичные приказы Банка России от 14.01.2019 N ОД-47 и от 28.12.2018 N ОД-3400.

Вольфсбергской группой разработана обновленная анкета по оценке благонадежности и надлежащей проверке финансовых учреждений-респондентов Анкета рекомендуется для использования в рамках установления корреспондентских отношений. Также опубликованы руководство по заполнению анкеты, ответы на актуальные вопросы и глоссарий применяемых терминов и понятий.

Информационное письмо Банка России от 27.07.2020 N ИН-014-12/114
"Об анкете Вольфсбергской группы"

Анкета составлена с учетом положений Международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (Рекомендаций ФАТФ).

Перечень вопросов, предлагаемый в анкете, может представлять практический интерес для российских кредитных организаций для формирования подходов к внутрибанковским правилам при установлении и поддержании корреспондентских отношений с зарубежными банками-респондентами.

Анкета размещена на официальном сайте Вольфсбергской группы в информационно-телекоммуникационной сети

"Интернет" и доступна по ссылкам:

- http://www.wolfsberg-principles.com/

- sites/default/files/wb/CBDDQ_V1.3_SC09_Final_Version_16APR2020.pdf

- https://www.wolfsberg-principles.com/sites/default/files/wb/Wolfsberg%27s_CBDDQ_ Completion_Guidance_Final%20160420_0.pdf

- https://www.wolfsberg-principles.com/sites/default/files/wb/Wolfsberg%20CBDDQ%20FCCQ%20FAQ%20v2%20Final%20160420_0.pdf

- https://www.wolfsberg-principles.com/sites/default/files/wb/Wolfsberg%27s_CBDDQ_Glossary_Finalv%201.1%20160420.pdf

Для справки: Вольфсбергская группа является ассоциацией тринадцати глобальных банков (Banco Santander, Bank of America, Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ, Barclays, Citigroup, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, HSBC, J.P. Morgan Chase, Societe Generale, Standard Chartered Bank и UBS), целью которой является разработка рекомендаций по управлению рисками, связанными с совершением финансовых преступлений.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Отменено информационное письмо Банка России от 23 января 2020 года N ИН-06-28/2 "О порядке регистрации правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом, и изменений и дополнений в них"

Информационное письмо Банка России от 06.07.2020 N ИН-06-28/107
"Об отмене информационного письма Банка России от 23.01.2020 N ИН-06-28/2"

Письмо отменено в связи с вступлением в силу Инструкции Банка России от 23 декабря 2019 года N 200-И "О порядке регистрации правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом, инвестиционные паи которого не предназначены исключительно для квалифицированных инвесторов, и регистрации изменений и дополнений в них, а также о форме отчета о количестве дополнительно выданных инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда".

В Ломбардный список Банка России включены новые ценные бумаги

Информационное сообщение Банка России от 29.07.2020
"Совет директоров Банка России принял решение о включении ценных бумаг в Ломбардный список"

Такими бумагами являются, в частности:

биржевые облигации Акционерного общества "ДОМ.РФ", имеющие регистрационный номер выпуска 4B02-08-00739-A-001Р;

биржевые облигации публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть", имеющие регистрационный номер выпуска 4B02-10-00122-A-002Р;

биржевые облигации Публичного акционерного общества "Российские сети", имеющие регистрационный номер выпуска 4B02-02-55385-E-001Р;

биржевые облигации Публичного акционерного общества "СИБУР Холдинг", имеющие идентификационные номера выпусков 4B02-01-65134-D, 4B02-02-65134-D;

биржевые облигации Акционерной компании "АЛРОСА" (публичное акционерное общество), имеющие идентификационные номера выпусков 4B02-03-40046-N, 4B02-05-40046-N, 4B02-07-40046-N.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Обобщены причины принятия решений о приостановлении (отказе) в предоставлении государственных услуг по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав в отношении линейных сооружений

"Обзор наиболее распространенных причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении предприятий как имущественных комплексов и объектов недвижимости, расположенных в пределах более одного кадастрового округа (по результатам анализа решений о приостановлении за II квартал 2020 года)"

В частности, причинами и основаниями для приостановления либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета являлось следующее:

форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета (в том числе в рамках единой учетно-регистрационной процедуры), не соответствуют требованиям законодательства РФ;

не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав;

с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом РФ или иным федеральным законом.

С 17 августа 2020 года по 30 июня 2021 года в России будет проводиться эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц

Постановление Правительства РФ от 24.07.2020 N 1108
"О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц"

Утверждено Положение, которое устанавливает порядок его проведения.

Видами федерального государственного контроля (надзора), в рамках которых осуществляется эксперимент, являются:

федеральный государственный пожарный надзор;

государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности;

федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственный средств;

государственный контроль за обращением медицинских изделий;

федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;

федеральный государственный энергетический надзор;

федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений.

Целями эксперимента являются создание и апробация механизма защиты прав контролируемых лиц при взаимодействии с контрольными (надзорными) органами в рамках осуществления государственного контроля (надзора).

Предусмотрены, в том числе функции межведомственной рабочей группы по обеспечению проведения эксперимента, требования к содержанию жалобы.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Росреестр напомнил о необходимости обеспечения хранения документов должника в процессе конкурсного производства

<Письмо> Росреестра от 08.07.2020 N 07-5956-МС/20
<О хранении документов, относящихся к деятельности должника>

В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий при проведении процедуры конкурсного производства обязан в том числе передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами.

В связи с этим в процедуре конкурсного производства необходимо принять исчерпывающие меры по получению (истребованию) документов, относящихся к деятельности организации должника и подлежащих обязательному хранению, от бывшего руководителя должника и (или) предыдущего арбитражного управляющего и по дальнейшей их передаче в архив.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" юридические лица, а также должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства РФ об архивном деле, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Росреестр прокомментировал последние поправки, внесенные в законы о долевом строительстве и о госрегистрации недвижимости

<Письмо> Росреестра от 14.07.2020 N 14-6185-ГЕ/20
<Об изменениях Федерального закона от 13.07.2020 N 202-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации">

Речь идет о Федеральном законе от 13.07.2020 N 202-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Отмечается, что поправками, в частности:

расширен перечень лиц, которые могут обращаться с заявлением об осуществлении учетно-регистрационных действий в связи с прекращением существования зданий, сооружений, помещений или машино-мест в них, объектов незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса;

дополнен перечень случаев, в которых государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются;

предусмотрено, что подача участником долевого строительства заявления о государственной регистрации права собственности на объект долевого строительства не требуется, и данный участник после проведения государственной регистрации его права собственности на объект долевого строительства вправе представить в орган регистрации прав подлинный экземпляр договора участия в долевом строительстве или договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве для совершения на нем специальной регистрационной надписи.

У суда должно быть право с учетом значимых для дела обстоятельств снизить размер компенсации за нарушение исключительного права ниже установленной ГК РФ величины, но не более чем вдвое

Постановление Конституционного Суда РФ от 24.07.2020 N 40-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 2 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда"

Конституционный Суд РФ признал подпункт 2 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой эта норма в системной связи с общими положениями ГК РФ о защите исключительных прав, в том числе с пунктом 3 его статьи 1252, не позволяет суду при определении размера компенсации, подлежащей выплате правообладателю в случае нарушения индивидуальным предпринимателем при осуществлении им предпринимательской деятельности исключительного права на один товарный знак, снизить с учетом фактических обстоятельств конкретного дела общий размер компенсации, если такой размер многократно превышает величину причиненных правообладателю убытков (притом что убытки поддаются исчислению с разумной степенью достоверности, а их превышение должно быть доказано ответчиком) и если при этом обстоятельства конкретного дела свидетельствуют, в частности, о том, что правонарушение совершено индивидуальным предпринимателем впервые и что использование объектов интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат другим лицам, с нарушением этих прав не являлось существенной частью его предпринимательской деятельности и не носило грубый характер.

Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего Постановления.

Впредь до внесения в гражданское законодательство изменений, вытекающих из настоящего Постановления, суды не могут быть лишены возможности учесть все значимые для дела обстоятельства, включая характер допущенного нарушения и тяжелое материальное положение ответчика, и при наличии соответствующего заявления от него снизить размер компенсации ниже установленной подпунктом 2 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ величины. При этом - с целью не допустить избыточного вторжения в имущественную сферу ответчика, с одной стороны, и, с другой, лишить его стимулов к бездоговорному использованию объектов интеллектуальной собственности - размер такой компенсации может быть снижен судом не более чем вдвое (т.е. не может составлять менее стоимости права использования товарного знака). Кроме того, снижением размера компенсации за нарушение исключительного права с учетом настоящего Постановления не могут подменяться как установление судом обстоятельств рассматриваемого им дела, так и исследование им доказательств, относящихся к допущенному нарушению и условиям правомерного использования товарного знака.

Минэкономразвития разработана форма и порядок подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке

Проект приказа Минэкономразвития России "Об утверждении формы, порядка заполнения и подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке"

Проект приказа подготовлен в целях реализации Федерального закона об упрощении процедуры банкротства для граждан (в настоящее время закон находится на подписи у Президента РФ).

Заявление подается в МФЦ по месту жительства гражданина или месту пребывания. К заявлению прилагаются копии документов, ссылка на которые в качестве приложений указаны в заявлении.

В заявлении помимо персональных данных необходимо будет указать список всех известных кредиторов.

Напомним, что право обратиться с заявлением о признании банкротом во внесудебном порядке предоставляется гражданину, общий размер денежных обязательств составляет не менее пятидесяти и не более пятисот тысяч рублей.

Рассмотрение заявления осуществляется без взимания платы.

Законопроект о приведении правового статуса публичных акционерных обществ в соответствие с законодательством внесен в Госдуму

Проект Федерального закона N 996950-7
"О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

Закрепляется положение о том, что публичные акционерные общества, не обратившиеся за регистрацией проспекта акций до 01.07.2020, автоматически считаются непубличными с обязательным приведением до 01.01.2021 фирменного наименования в соответствие с законом на основании решения общего собрания акционеров, принимаемого простым большинством голосов.

Вносятся поправки, предусматривающие возможность проведения повторного общего собрания акционеров для принятия простым большинством голосов решения о внесении изменений в устав. При этом включается оговорка об отсутствии у акционеров, голосовавших против или не принимавших участия в голосовании, права требования выкупа принадлежащих им акций в соответствии с правилами, установленными статьями 75 и 76 Федерального закона "Об акционерных обществах".

Регистраторов предлагается наделить правом вести списки участников ООО

<Информация> Минэкономразвития России от 28.07.2020 "Минэкономразвития предлагает наделить регистраторов правом вести и хранить списки участников ООО"

Сообщается, что Минэкономразвития России направило на согласование в Минфин России и Банк России проекты федеральных законов, которые позволят ООО передавать ведение и хранение списка участников регистраторам (регистраторы - это профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра).

При этом не предусматривается отказ от действующей в настоящее время системы учета прав на доли в ООО и предоставляется возможность выбора ООО удобного для них механизма ведения списка участников.

Предполагается, что такое решение обеспечит дополнительные гарантии для участников ООО, а также расширит вариативность способов ведения списка участников ООО.

ПРАВОСУДИЕ

Президиум Верховного Суда РФ представил второй обзор судебной практики в 2020 году

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

В Обзоре нашли отражение следующие правовые позиции, в том числе:

при особо опасном рецидиве преступлений время содержания под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один за один день;

наличие у члена семьи умершего кормильца какого-либо собственного дохода (получение пенсии) не исключает признание этого лица (члена семьи) состоявшим на его иждивении;

если требование одного кредитора к должнику было передано в залог в целях обеспечения требования другого кредитора к этому должнику, то обеспечивающее требование подлежит субординации по отношению к основному требованию;

оценщик обязан возместить заказчику убытки, причиненные ненадлежащим оказанием согласованных услуг по оценке;

применение антимонопольным органом мер государственного принуждения на стадии вынесения предупреждения при обнаружении признаков нарушения законодательства является недопустимым.

ФССП разъяснены вопросы исполнения постановлений о взыскании денежных средств со счетов должников, на которых распространяется мораторий на возбуждение дел о банкротстве

<Письмо> ФССП России от 17.07.2020 N 00072/20/132118
<По вопросу исполнения постановлений, содержащих требования о взыскании денежных средств со счетов должников, на которых распространяется мораторий на возбуждение дел о банкротстве>

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 сроком до 06.10.2020 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве.

Отмечено, что в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 9.1 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения в отношении его моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

С учетом изложенного ФССП сообщает, что при поступлении заявления от сторон исполнительного производства при наличии всех установленных законодательством условий судебный пристав-исполнитель рассматривает вопрос о приостановлении исполнительного производства.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Необоснованное обращение налогоплательщика в налоговый орган с целью реализации права на имущественный налоговый вычет не должно однозначно расцениваться как умысел на совершение мошенничества

Постановление Конституционного Суда РФ от 22.07.2020 N 38-П
"По делу о проверке конституционности части третьей статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М.А. Литвинова"

Конституционный Суд РФ признал часть третью статьи 159 УК РФ не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу она не предполагает возложения уголовной ответственности за необоснованное обращение налогоплательщика в налоговый орган с целью реализации права на получение имущественного налогового вычета в связи с приобретением им жилого помещения, в случае когда налоговым органом подтверждено, а в дальнейшем опровергнуто у него право на такой вычет, если налогоплательщик представил в налоговый орган предусмотренные законодательством документы, не содержащие признаков подделки или подлога, достаточные при обычной внимательности и осмотрительности сотрудников налогового органа для отказа в предоставлении соответствующего налогового вычета, и не совершил каких-либо других действий (бездействия), специально направленных на создание условий для принятия налоговым органом неверного решения в пользу налогоплательщика.

Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что предусмотренное налоговым законодательством действие в виде обращения в налоговый орган налогоплательщика, представившего достоверные сведения в документах, на основе которых заполнена налоговая декларация, не может расцениваться в качестве элемента состава преступления (хищения), если не будет установлено, что при этом налогоплательщиком предприняты целенаправленные действия к тому, чтобы сформировать условия для принятия налоговым органом ошибочного решения (в частности, имел место сговор с сотрудником налогового органа в целях хищения), поскольку предоставление необоснованного налогового вычета должно быть в такой ситуации - согласно требованиям налогового законодательства и в силу наличия оснований ожидать надлежащего исполнения налоговым органом своих обязанностей - исключено действиями сотрудников этого органа, которыми по итогам камеральной налоговой проверки принимается решение о праве на налоговый вычет и его действительном размере.

В противном случае оценка поведения налогоплательщика как запрещенного уголовным законом или, напротив, как разрешенного налоговым законодательством, по существу, ставилась бы в зависимость от того, какое решение будет принято сотрудниками налогового органа, что вело бы к произвольному применению статьи 159 УК РФ во взаимосвязи с положениями, определяющими основания, порядок и условия предоставления налогового вычета, к нарушению уголовно-правовых принципов законности, вины и справедливости. Более того, поскольку уголовный закон допускает ответственность и за неоконченное преступление, означенное может вести даже к тому, что любое обращение лица, не имеющего права на вычет, в налоговый орган за разрешением вопроса о наличии или отсутствии у него такого права будет подпадать под признаки приготовления к мошенничеству или покушения на это деяние, а ошибка налогового органа, хотя и не обусловленная поведением налогоплательщика, но послужившая основанием для предоставления налогового вычета, будет трансформировать его действия в оконченное преступление.

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

В 2020 году в Москве для расчета налога на недвижимость будет применяться кадастровая стоимость 2018 года

Пресс-релиз Мэра Москвы от 27.07.2020 "Экономия - 4 млрд. О кадастровой оценке недвижимости в 2020 году"

Закон позволяет проводить кадастровую оценку с периодичностью от 2 до 5 лет.

Поскольку оценка осуществляется по состоянию на 1 января, в кадастровой оценке 2020 г. невозможно учесть влияние пандемии COVID-19.

Поэтому принято решение рассчитывать налоги на недвижимость по кадастровой стоимости 2018 г.

Таким образом, для владельцев обычных квартир и дачных домов экономия по налогу на имущество составит от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей, бизнес сэкономит более значительные суммы - от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей.

Налоговая инспекция доказала, что изменение валюты договора было направлено на получение необоснованной налоговой выгоды

<Информация> ФНС России
"Налоговики пресекли очередную схему уклонения от налогообложения по выплатам иностранным компаниям на территории Российской Федерации"

По условиям инвестиционного договора с иностранной компанией налогоплательщик был обязан вернуть инвестору вложенную им денежную сумму и 70% прибыли от реализации товарной продукции.

На основании дополнительного соглашения валюта инвестиционного договора была изменена с рубля на доллары США на дату получения денег. В результате такой конвертации обязательства заказчика перед инвестором выросли вдвое. Затем стороны заключили договор новации, предусматривающий замену первоначального обязательства общества (по возврату инвестиций и выплате 70% прибыли) заемным обязательством на оставшуюся часть долга (за пользование займом начиная с даты подписания договора, с общества взимались проценты в размере 15% годовых).

В результате общество выплатило инвестору денежные средства сверх фактически полученных сумм инвестиций. При этом полученный таким образом доход инвестора должен был облагаться налогом.

Кроме того, общество уменьшало налоговую базу по налогу на прибыль на курсовые разницы и суммы процентов, начисленных по договору займа.

Налоговый орган пришел к выводу, что изменение валюты договора и распространение изменений на правоотношения, возникшие на дату передачи денежных средств, не обусловлены экономическими и другими разумными причинами.

При рассмотрении налогового спора суды согласились с выводами налогового органа, что основной целью совершения указанных сделок являлось уклонение от налогообложения.

Арбитражный суд ДВО согласился с позицией налогового органа, который квалифицировал непропорционально распределенную долю чистой прибыли, как дивиденды

<Информация> ФНС России от 29.07.2020 "Чистая прибыль, распределенная непропорционально доле участника, облагается налогом как дивиденды"

По уставу налогоплательщика чистая прибыль распределялась между двумя его участниками следующим образом: российский участник (доля которого составляет 51%) имел право на 1%, кипрский участник (доля участия 49%) имел право на 99% чистой прибыли.

В отношении пропорционально распределенной прибыли чистой прибыли (49%) налогоплательщик исполнил обязанности налогового агента и удержал налог по ставке 5%, предусмотренной межправительственным соглашением об избежании двойного налогообложения, а в отношении оставшихся 50% налог не удержал.

Отменив решения нижестоящих судов, Арбитражный суд Дальневосточного округа оставил в силе решение налогового органа, в соответствии с которым прибыль, распределенная кипрскому участнику непропорционально его доле участия в капитале, является "дивидендами" (п. 3 ст. 10 Соглашения), а значит налогоплательщику следовало исполнить обязанности налогового агента и удержать с этой части прибыли налог по ставке 5%.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Минтруд предложил отказаться от обязательного периодического проведения специальной оценки условий труда, если за прошедший период условия не изменились

<Информация> Минтруда России от 28.07.2020 "Работодатели и профсоюзы поддержали инициативу Минтруда по сокращению административной нагрузки на предприятия"

Речь идет о поправках в федеральный закон "О специальной оценке условий труда". Российская трехсторонняя комиссия по регулированию трудовых отношений поддержала данную инициативу Минтруда России по снижению административной нагрузки на предприятия.

Сейчас период действия декларации соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда составляет пять лет. По истечению этого срока необходимо проводить обязательную специальную оценку условий труда и продлевать ее срок даже в том случае, если за это время не было выявлено каких-либо нарушений.

Поправками предлагается установить бессрочное действие декларации в случае сохранения условий и организации труда на данном рабочем месте. Работодатель сможет не проводить специальную оценку по истечении срока действия декларации, если условия труда на рабочих местах не изменились.

Вместе с тем, если условия труда изменились, на производстве были выявлены нарушения правил охраны труда, имели место несчастные случаи на производстве или были выявлены профзаболевания сотрудников из-за воздействия вредных производственных факторов, то необходимость проведения внеплановой специальной оценки условий труда сохраняется.