Центризбирком утвердил порядок проведения единого дня голосования, согласно которому 13 сентября пройдет основной день голосования. Однако, не все, кто хотел, смогли пройти регистрацию на выборы в Заксобрание Челябинской области.
Спорные моменты и широкий общественный резонанс вокруг недопуска отдельных политических партий к участию в выборах обсудили в Экспертном Клубе Челябинска.
Почему-то сейчас широко обсуждается вопрос о том, что для создания политического разнообразия на выборах избирательной комиссии можно было бы и закрыть глаза на некоторые моменты в регистрации отдельных партий и кандидатов. Мы узнали мнения экспертов на этот счет.
«Избирательная комиссия является беспристрастной и в своей деятельности руководствуется исключительно законодательством о выборах. В законодательстве о выборах существует перечень оснований для отказа в регистрации списков кандидатов и кандидатов. В случае наличия одного из указанных в перечне оснований, принимается коллегиальное решение по отказу регистрации. Кроме того, решение избирательной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке. Что касается решения об отказе избирательному объединению “ЯБЛОКО” в регистрации списка на выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области, то оно является законным и обоснованным», - считает Сергей Обертас, председатель Избирательной комиссии Челябинской области.
Эксперты считают, что попытки политического шантажа в вопросах допуска к выборам партий или кандидатов обречены на провал, поскольку у нас в стране есть общие для всех требования к регистрации. Именно равенство всех перед законом и соблюдение необходимых юридических процедур делает выборы честными, прозрачными и легитимными.
«Проблема невысокой конкуренции отсутствует как таковая. На выборах в Заксобрание этап регистрации прошли девять партий, из них пять еще и собирали подписи. В каждом из 30 одномандатных округов – по нескольку оппозиционных кандидатов. Зачем поощрять беззаконие, если есть множество разных партий и кандидатов, проходящих этап регистрации без сколь-нибудь значимых нарушений? При этом по опыту выборных кампаний в Челябинской области можно точно сказать, что политический шантаж в процессе регистрации результативным не является. Он и не позволяет достичь желаемого сиюминутного результата – регистрации вопреки нарушениям, и не дает получить какие-то отложенные выгоды – например, поставить под сомнение легитимность выборной кампании», - уверен Александр Мельников, политолог.
Для прохождения регистрации и кандидатам, и политическим партиям необходимо пройти определенные процедуры, одной из которых является сбор подписей. Безусловно, те, кто идет на выборы понимают, что как для регистрации, так и для отказа в ней, избирательной комиссии необходимы основания, обусловленные законом.
«Избирательная комиссия выполняет организаторскую и надзорную функции, в идеале беспристрастно организуя электоральный процесс. Она не может просто так кого-то зарегистрировать, для этого нужны формальные основания. Для самовыдвиженцев, и не только в нашем регионе, таким основанием являются сбор и верификация подписей поддержки граждан, хочу заметить, не просто случайных людей, а именно зарегистрированных в данном округе. Собрать их не сложно, сложнее их правильно оформить, так как человеческий фактор приводит к ошибкам в правильном заполнении. Для партии как организованной структуры данный процесс сбора проще и брака среди подписей меньше, а вместе с ним снижается и риск отказа, а парламентские партии, выдвигающие своих представителей, вообще освобождаются от такой процедуры», - отмечает Максим Двойненко, кафедра «Международные отношения, политология и регионоведение» Южно-Уральского государственного университета.
Сами по себе избирательные комиссии не решают, кого допускать к участию в выборах, а кого нет: они действуют в четких рамках прописанных юридических процедур, нарушать которые ради какой-то конкретной партии или кандидата никто не будет.
«Мы все хотим жить в стране с работающими законами, так почему их можно будет нарушать в угоду определенной партии? Пусть и оппозиционной? Если вы не работали все это время с избирателями, то не нужно переводить стрелки на комиссию, а тем более шантажировать её. Было много времени, чтобы привлечь на свою сторону определенное количество жителей региона. Да и решения нынешней власти давали для этого достаточно поводов. Однако никто ими не воспользовался. Сложилось ощущение, что оппозиция вспомнила про электорат только во время сбора подписей. И очень удивилась, что поддержки не оказалось. Вот и началась истерика», - поделился Александр Файрузов, главный редактор информационного портала «Челябинск Сегодня».
Действительно, складывается впечатление, что те партии и кандидаты, которые не справились с элементарной задачей по сбору подписей, просто либо не готовы к выборам, либо являются элементами какой-то провокационной акции, которая преследует задачу поставить под сомнение легитимность выборов.
«Процедура сбора кандидатами и партиями подписей для регистрации — это совершено рациональный и основательно продуманный законодателем фильтр, который "очищает" электоральный процесс от аутсайдеров. Оппозиция в своей риторике часто прибегает к аргументу, суть которого в том, что для участия в выборах нужно лишь желание, что любая политическая позиция имеет право быть представленной в избирательном бюллетене. Однако, это неверный тезис. Если он еще и может быть пригодным на муниципальном уровне, то региональные выборы — это уже более серьезная игра. Здесь работают фильтры, пройти которые способен только тот, кто обладает соответствующими компетенциями. Так, сбор подписей становится испытанием на политическую зрелость», - считает Василий Зорин, кандидат политических наук, зав. кафедрой политических наук и международных отношений ЧелГУ.