Утвердилось и развилось представление, что детей можно и нужно воспитывать; что воспитание - это такой же необходимый элемент развития человека, как грудное вскармливание, и ответственность как за грудное вскармливание, так и за воспитание лежит на родителях. То есть таким образом будто бы сформировалось понимание воспитания как привнесения в одну человеческую личность неких качеств путем воздействия другой человеческой личностью. Грубо говоря, человек делает человека, родитель делает ребенка человеком. Каким захочет - таким и сделает. Будто бы можно захотеть сделать ребенка чемпионом - и сделать. Только нужно захотеть. Более тонкие родители принимают во внимание исходные данные, более примитивные прут через тернии в звездам. У которых намеренья не осуществились, посыпают голову пеплом; у которых все осуществилось и без намерений, задирают нос и думают, что они крутые родители. На самом деле, ни у кого ничего никогда не получается, ибо воспитание - миф.
Человек максимум на что способен относительно иного существа - это научить собаку садиться по команде. Формировать личность другого человека ему не под силу. Воспитание существует исключительно с приставкой "само". Только самовоспитанием может он заниматься, и уже в рамках самовоспитания взаимодействовать и оказывать влияние. Вера же в какие-то воспитательные возможности, в возможность лепить и творить по подобию Божьему, кроме чудовищного самомнения и трагических ошибок, ни к чему другому не приводит.