Основные ошибки при съемке спорта
Человеку свойственно ошибаться – так часто говорят, забывая, что полностью крылатое выражение Сенеки звучит по-другому: "Errare humanum est, stultum est in errore perseverare", – где вторая часть означает "глупо упорствовать в своих ошибках". Вот об ошибках и поговорим.
Первая ошибка – это считать, что ошибаются только начинающие, а профи сразу выдают «на гора» только выставочные кадры. На самом деле лажают все, только профессионалы видят свои ляпы и никому их не показывают. Именно поэтому мне трудно сейчас найти визуальные примеры собственных ошибок.
Основная проблема спортивной фотографии это, как ни странно, не сюжет, а фон. Именно об этом забывают многие начинающие (и не только) фотографы. В погоне за моментом они упускают то, как выглядит задний план, а для концентрации на сюжете очень важен правильный фон. Увы, современные стадионы полны всяческого визуального мусора: рекламы, различного оборудования и так далее. Можно отбить первый план от фона использованием открытых диафрагм светосильных объективов. При этом надо понимать, что этот метод не спасает при наличии слишком ярких пятен в кадре, да и вообще не работает в классической ситуации, когда спортсмены гораздо ближе к фону, нежели к фотографу.
Решение: выбирать чистые, желательно тёмные участки фона, использовать верхние точки съёмки, исключающие попадание рекламных элементов в кадр, использовать разницу в освещении сюжета и фона. Ну, или делать пёстрый фон фишкой изображения, если уж деться от него некуда (если честно, такое получается очень редко).
Следующая ошибка – непонимание происходящего перед объективом, расчёт на скорость реакции и затвора. Без хорошего знания того, как устроен тот или иной вид спорта, почти невозможно получить хорошие фотографии. «Почти» - потому что всё же есть вероятность прийти на стадион с хорошей аппаратурой, получить хорошую точку и случайно сделать приличную карточку. Ключевое слово здесь – случайно. Для того, чтобы максимально исключить элемент случайности, и нужны эти знания.
Несоблюдение фаз движения. Частенько даже опытные фотографы не замечают, что в определённых фазах движения конечности спортсменов выглядят подвергшимися ампутации: у бегунов, футболистов… А у конькобежцев из этого обрубка может ещё торчать штырь – так выглядит беговой конёк в этой фазе спереди. Честно пытался найти у себя подобный пример – не смог. Такие фазы я обычно удаляю сразу же. Теперь, если увидите, то сразу узнаете.
Неоправданно большое количество кадров – это большая отложенная проблема. Не подготовившись к съёмке и пытаясь не упустить ни один момент, фотограф молотит затвором почём зря. В итоге мало того, что отбор чего-то хоть мало-мальски ценного из нескольких тысяч кадров занимает часы, а память на диске внезапно кончается, самое обидное, что в этой помойке замыленным взглядом можно не распознать реально хороший кадр.
Увлечение только игровыми моментами – ещё одна беда. Фотограф сильно ограничивает себя, сосредоточившись только на том действии, что происходит перед его глазами. Полезно вырастить «третий глаз» на затылке, чтобы вовремя заметить сюжет, возникающий среди зрителей, периодически смотреть поверх камеры, чтобы не пропустить красивый закат во время соревнований или молнию, например. Интересные сюжеты могут возникнуть и до начала состязаний, и после их окончания, так что не стоит спешить в пресс-центр сразу после финального свистка.
Историки искусства спорят, кто именно – Дионисий Ареопагит, Микеланджело или Роден – произнёс эту фразу: «Скульптура – это глыба мрамора, от которой отсекли всё лишнее». Неважно, кто это сказал, но и к фотографии эта максима вполне применима.
Стритфотографы могут щеголять тем, что никогда не кадрируют свои снимки и сразу снимают готовую картинку. Для спортивного фотографа это непозволительная роскошь. Кадрирование – один из наших основных инструментов. События в спорте стремительны, кроме того, они зачастую происходят на больших расстояниях от места съёмки, предельных даже для редких 800-мм объективов. Наиболее частой ошибкой кадрирования является желание оставить в кадре больше деталей, которые в итоге разрушают композицию и скрадывают основной сюжет. Кадры в духе Брейгеля-старшего имеют неоспоримое право на жизнь, но чаще всего в спорте нам требуется показать нечто главное, а не загадывать загадки для искусствоведов. Жизнь коротка, так что "резать, не дожидаясь перитонита!"
Стремление повторить чужие кадры. Это хорошая идея для обучения или для доказательства себе самому, что ты не «тварь дрожащая, а право имеешь». Действительно, важно понимать, как некто сделал картинку. Но если заниматься только копированием, а не идти дальше, не придумывать своё, так и останешься эпигоном. И в противовес этой ошибке идёт другая: излишняя уверенность в собственной уникальности. Наивно думать, что твоя идея не придёт (или уже не пришла) в чужую голову, ведь спортивной фотографией занимаются десятки тысяч людей. Или представьте, как несколько десятков фотографов плечом к плечу с одинаковыми объективами в руках нацелились на единственную гимнастку. Какова вероятность того, что у половины из них получатся почти одинаковые кадры? То-то и оно. Решение – в балансе между знанием работ предшественников и современников и поиском новых прочтений известных сюжетов.
* * *
Я глубоко убеждён, что к каждому своему новому снимку фотограф готовится опытом всей своей предшествующей мгновению нажатия на кнопку жизни. Всеми прочитанными книгами, прослушанной музыкой, просмотренными фильмами, картинами, фотографиями. Всеми посещёнными странами, политическими пристрастиями, любовными приключениями. Весь этот интеллектуальный и эмоциональный багаж фотографа находится в точном соответствии с результатами его работы. Так что вот главный совет: развивайтесь как личность и не останавливайтесь. Фотограф, сказавший «я всё умею» - мёртвый фотограф. Живите долго и идите своим путём.