Найти тему
Основной аэродром

Конвертоплан Ми-30 — несостоявшийся советский Bell V-22 Osprey

Приветствую тебя, читатель! Пропустил одну неделю и продолжаю свои воскресные заметки о нереализованных авиационных проектах. Сегодня поговорим о конвертопланах. Летательные аппараты этого типа всегда интересовали меня — привлекал необычный микс самолёта и вертолёта. Поэтому предлагаю вам небольшой рассказ о проекте советского конвертоплана.

Aerostatoplan (он же Vertoplan) — первый в мире конвертоплан с цельноповоротным крылом. Югославия, 1938 год. Сконструирован авиационным инженером Николаем Жученко, эмигрировавшим из России после Октябрьской революции. Фото: Public domain
Aerostatoplan (он же Vertoplan) — первый в мире конвертоплан с цельноповоротным крылом. Югославия, 1938 год. Сконструирован авиационным инженером Николаем Жученко, эмигрировавшим из России после Октябрьской революции. Фото: Public domain

Bell V-22 Osprey

Единственным в мире серийно производящимся летательным аппаратом этого типа является Bell V-22 Osprey. Совершивший первый полёт в 1989 году, на сегодня он выпущен серией в 350 машин, и стоит на вооружении исключительно ВВС и Корпуса морской пехоты США. Были и другие, экспериментальные проекты, но лишь Osprey смог дойти до стадии серийного производства.

Конвертоплан Bell V-22 Osprey ВВС США. Фото: Public domain
Конвертоплан Bell V-22 Osprey ВВС США. Фото: Public domain

Советский конвертоплан

Но ещё за 17 лет до американцев, в СССР стартовал проект схожего летательного аппарата. Советские авиаконструкторы внимательно следили за экспериментами американских коллег. После успешных полётов экспериментальных конвертопланов Bell было принято решение построить свой конвертоплан. Как и в случае с Bell, разработкой занялись люди, уже имевшие за плечами опыт создания вертолётов. А точнее — сотрудники Московского вертолётного завода имени М. Л. Миля.

В 1972 году команда инженеров под руководством Генерального конструктора завода Марата Николаевича Тищенко без какого-либо государственного заказа, в инициативном порядке проект-предложение транспортно-пассажирского винтоплана Ми-30. Так на заводе придумали называть конвертоплан, до этого именовавшийся по принятой тогда в СССР терминологии вертолётом-самолётом.

Главной задачей для себя конструкторы видели создание летательного аппарата, способного на равных конкурировать с вертолётом Ми-8 и даже заменить его. Основное назначение Ми-30 — грузопассажирские перевозки. На борту могло разместиться до 19 пассажиров или 2 тонны груза.

Милевцы решил сохранить преемственность с вертолётами — на Ми-30, в отличие от Bell V-22, двигатели должны были располагаться над грузопассажирским отсеком и приводить винты во вращение с помощью трансмиссии. Соответственно, поворачиваться во время разных режимов полёта должны только блоки с 11-метровыми винтами на концах консолей крыла. Планировалась установка 2 × турбовальных двигателей ТВ3-117. Расчётная скорость полёта — 500–600 км/ч при дальности в 800 км.

У Ми-30 появился заказчик — военные. Для отработки конструкции винта построили аэродинамический испытательный стенд. А поведение конвертоплана на различных этапах полёта проверяли на радиоуправляемой модели. Прорабатывались различные варианты Ми-30:

  • по объёму полезной нагрузки;
  • с другими (или другим числом) двигателями;
  • с разными конструкциями крыла и т.д.

Наконец, винтоплан включили в программу развития вооружения на 1986 — 1995 годы. Но экономические трудности и последовавший распад СССР привели к тому, что Ми-30 так и остался хорошо проработанным в теории и расчётах, но нереализованным в металле проектом. Попытки возродить проект 1991 года успеха не имели.

Один из возможных вариантов Ми-30 в ливрее «Аэрофлота». Рисунок. Фото: Роберт Авотин, обложка журнала «Техника — молодёжи», №1/1984
Один из возможных вариантов Ми-30 в ливрее «Аэрофлота». Рисунок. Фото: Роберт Авотин, обложка журнала «Техника — молодёжи», №1/1984

Хотя Ми-30 и не был построен, но недооценивать этот проект нельзя. Во-первых, был выполнен огромный объём исследовательской работы. Во-вторых, по срокам ОКБ Миля не отставало от Bell и даже опережало их. И при других обстоятельствах, думаю, что «Оспрей» не был бы одинок в мире конвертопланов.

Спасибо за внимание, дорогой читатель и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

По тегу #основнойаэродром_неизданное можно почитать другие мои статьи о несостоявшихся авиационных проектах.