«Праздник престольный в казачьей станице, вышел их храма народ...», — пелось в популярной некогда песне, и ни у кого из слушателей этот текст не вызывал никаких вопросов. Храм, разумеется, с крестом на куполе, и вышли из него, разумеется, русские люди. Казачество традиционно ассоциируется у нас с православным воинством. В целом, это справедливо. К началу Первой мировой войны самая крупная часть российского казачества – донские казаки – насчитывала полтора миллиона человек, подавляющее большинство которых исповедовало православие. Подавляющее большинство, но не все. 30 тысяч донских казаков были буддистами.
Наследие Стеньки Разина
Казаки-буддисты являются этническими калмыками. В районе между Волгой и Доном калмыки появились в середине XVII века. Они откочевали сюда из степей центральной Азии из-за каких-то внутренних усобиц на своей первоначальной родине. На Дону к тому моменту уже складывалось русское казачество и действовал знаменитый негласный закон «С Дону выдачи нет».
Первоначально сосуществование пришлых калмыков и осевших на нижнем Дону казаков было не вполне добрососедским. Особенно донимал калмыцкую знать тот факт, что казаки принимали у себя беглых калмыков. Не сразу были поделены и пастбищные земли, и территории, пригодные для кочевий. Тем не менее, в 50-х годах XVII столетия между казаками и калмыками был подписан договор, в соответствии с которым калмыков принимали в казаки. Русскую сторону представляла группа из выборных лиц, которую возглавил сам Степан Тимофеевич Разин.
В 1723 году этот договор был подтвержден указом Петра I. Царь повелел оставить всех калмыков, к тому моменту обосновавшихся на обоих берегах Дона, в сословии донских казаков.
Калмыки-бузавы
Так началась история калмыков-бузавов – особой этнической группы калмыцкого народа, являющейся частью донского казачества.
Причиной относительно мирного вхождения калмыков в ряды казаков, стало сразу несколько факторов. Прежде всего, вера. Калмыки исторически исповедуют буддизм. Это религия, адепты которой избегают агрессии и кровопролития без крайней нужды. Буддисты, как правило, выдержаны и миролюбивы, им чужд фанатизм. В 1682 году атаман Минаев писал в столицу, что «с калмыками донские казаки живут нынче в миру и задоров меж них никаких нет».
Следующая причина – сходство менталитетов. Казаки очень ценили в людях чувство собственного достоинства, умение стойко переносить невзгоды. Этими качествами калмыки обладают в полной мере. Даже находясь в крайней нужде, калмык не станет побираться, он ценит доброе имя своей семьи и свое собственное.
И, наконец, воинское умение, искусство верховой езды, отвага калмыцких наездников также не могли не импонировать храбрым донским казакам.
К рубежу XIX и XX столетий сложилось более сотни родов (ясунов) калмыков-бузавов. В состав Донского казачьего войска входило калмыцкое войско. Многие названия на землях Войска Донского напрямую отсылали к калмыкам-буддистам. Например, станицы Эркетинская и Чонусовская, хутора Эльмутанский, Хурульный и т.п.
Были между казаками и калмыками не только добрососедские, но и родственные связи. Последние, впрочем, не слишком, частые. Известен случай, когда атаман Иван Колесов усыновил калмыцкого малыша из соседнего хутора, оставшегося сиротой.
К середине XIX века бузавы от кочевой жизни перешли к оседлой. Юрты и кибитки они поменяли на жилища, сходные с казачьими куренями, однако, сохранили своеобразие уклада жизни. Земледелие среди бузавов было мало распространено, они оставались скотоводами. Излюбленные ремесла бузавов – валяние шерсти, изготовление войлоков, изделий из кожи, в частности – седел и конской упряжи.
Даже перейдя на оседлость и переняв некоторые из русских обычаев, калмыцкие казаки оставались верными своей религии – буддизму.
Не только калмыки, и не только буддисты
Впрочем, в рядах российского казачества не одни лишь калмыки являлись буддистами. В Забайкалье в числе тамошних казаков были буряты, которые также исповедовали буддизм.
Были среди казаков и мусульмане – в основном, представители башкирского народа, который исповедует ислам.
Кроме того, среди казаков были и евреи, хоть эта информация и покажется невероятной человеку, несведущему в истории становления казачества. Многие евреи пополняли ряды казаков, как украинских, так и русских, приняв православие, но были и такие, кто оставался иудеем, исполняя в казачьем войске функции писаря, лекаря, музыканта и т.д.