Найти тему
Мел

Платная учёба в школе и мифы о зарплатах врачей: как на самом деле учились и работали в СССР

Почему в 1940-х учеба в старших классах школы была платной, сколько зарабатывали учителя и врачи в 1960-х, как повышали престиж профессии рабочего и в связи с чем в 1970-х появилось выражение «простой инженер» — вместе с проектом «Билет в будущее» рассказываем, как учились и строили карьеру граждане СССР.

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

Плата за школу

В 1940 году для того, чтобы удовлетворить потребности индустриальной советской экономики в рабочей силе, правительство СССР приняло решение сделать платным обучение в 8–10-х классах школы, педучилищах, техникумах и вузах. Учеба в старших классах школы в Москве и Ленинграде обходилась в 200 рублей в год (при средней зарплате 330 рублей в месяц), в других городах — в 150 рублей. Деньги небольшие, но тогда по целому ряду причин мало кто готов был платить за образование. А люди, жившие в селе, вообще не получали за работу денег — им платили «трудоднями», так что их дети гарантированно оставались без среднего и высшего образования.

Примерно в это же время появился Указ «О государственных трудовых резервах СССР», позволивший ежегодно призывать (как в армию, в обязательном порядке) до миллиона человек городской и колхозной молодежи в училища и школы фабрично-заводского обучения. Получив необходимые навыки, выпускники распределялись по промышленным предприятиям, где обязаны были проработать минимум четыре года. Таким образом количество металлургов, машинистов, шахтеров в 40-х годах удалось увеличить во много раз.

О. Дейнеко, 1939 год
О. Дейнеко, 1939 год

Лесорубы и монтажники

В послевоенные годы в СССР появилось два типа отношения к рабочим профессиям: официальное и обывательское, народное. По официальной идеологии, профессионализм трудящихся имел важное значение для создания материально-технической базы коммунизма, а повышение их мастерства стало одной из задач формирования нового человека.

Советское общество уверенно двигалось к социальной однородности, когда всякий труд и любая профессия считались одинаково почетными. И рабочий класс находился в авангарде этого движения. При этом уже в 50-е годы «интеллигентные» профессии, требующие диплома о высшем образовании, в массовом, внеидеологическом сознании стали считаться более престижными.

Диплом освобождал от тяжелого физического труда и обеспечивал не меньший, а часто и больший доход.

Однако до конца 1960-х годов отношение к рабочим профессиям среди молодежи всех социально-профессиональных групп было более чем уважительным. Герои фильмов тех времен — лесорубы («Девчата»), металлурги («Весна на Заречной улице»), монтажники («Высота»), метростроевцы («Я шагаю по Москве»). Но этот период продлился недолго — уже в начале 1970-х престиж рабочих профессий постепенно стал снижаться.

Б. Белопольский, 1955 год
Б. Белопольский, 1955 год

На предприятиях появлялось все больше свободных рабочих вакансий, ПТУ испытывали хронический недобор учащихся. Уже в 1961 году средняя зарплата инженерно-технического работника в промышленности была на 45 рублей (то есть примерно на 50%) выше, чем у рабочего, а в сельском хозяйстве — на 63 рубля. С годами эта разница уменьшалась, и к 1980 году составляла всего 5 рублей в городе и 37 в сельском хозяйстве.

Врачи в 60-х годах зарабатывали меньше рабочих и даже меньше учителей: средняя зарплата в здравоохранении составляла 59 рублей.

При этом врачам разрешалось работать по совместительству, но общий заработок не должен был превышать 1,5 ставки по основной должности. Можно было консультировать в медучреждениях с почасовой оплатой труда, но не более 12 часов в месяц.

Сельские врачи, по представлениям колхозников, были довольно обеспеченными людьми. Профессия врача стала популярна в литературе и кино: после выхода фильма «Неоконченная повесть» про участкового врача Елизавету Максимовну десятки тысяч советских девушек пошли учиться в медицинские институты.

В. Корецкий, 1948 год
В. Корецкий, 1948 год

Герой с дипломом

В массовой культуре появился новый герой — человек с высшим образованием или ученой степенью: инженер, физик-атомщик, квалифицированный управленец. Несмотря на сохранение идеологии с рабочим в авангарде, человек в перепачканной углем куртке перестал быть ориентиром для молодежи, выбирающей свой жизненный путь.

До 1966 года в колхозах и совхозах государство рассчитывалось с рядовыми работниками «трудоднями», определенное количество которых каждый колхозник должен был отработать, чтобы считаться хорошим колхозником. Настоящую зарплату на селе платили только «специалистам» — бухгалтерам, агрономам, зоотехникам, инженерам-механикам, врачам, учителям и председателям. Поэтому престиж их был стабильно высок примерно до начала 1980-х годов.

Г. Шубина, 1962 год
Г. Шубина, 1962 год

В 70-х годах престиж рабочей профессии сохранялся во многом из-за возможности «подхалтурить» — сделать что-то в свободное от основной работы время и получить дополнительные деньги. Один из персонажей фильма «Афоня», сантехник, так говорит о преимуществах своей профессии перед более квалифицированным специалистом: «У мастера забот полон рот и один оклад. А я — на сдельной. Сам себе хозяин. Да за переработку…»

Несмотря на рост зарплат в производстве и его массовую модернизацию, популярность рабочих профессий падала: в столице стало принято смеяться над ПТУ и людьми, которые там учатся. Одна из попыток массовой культуры вернуть рабочим профессиям былое уважение — слесарь Гоша, персонаж фильма «Москва слезам не верит». По фильмам 70-х годов, к слову, можно в целом отследить профессии, которые теряли популярность среди молодежи того времени — в первую очередь это следователи и учителя.

Отпуск — единственное преимущество

Престиж профессии учителя сложился в 1930-е годы, когда масса советских людей была неграмотна и малограмотна, а средства массовой коммуникации и библиотечные сети были развиты очень слабо. От личности учителя в наибольшей степени зависело получение знаний, на этом строился его авторитет. В начале 1950-х профессия учителя была очень уважаемой, она оставалась такой и на протяжении 1960-х, но это уже была скорее дань традиции.

На фоне стремительного развития СМИ, транспорта, увеличения доступности библиотек учителю становилось все сложнее заслужить авторитет.

Судя по фильмам и книгам того времени, общество, во всяком случае городское, стало по-разному относиться к профессии учителя: всеобщего и безусловного уважения уже не осталось.

Типичный пример — история из фильма «Весна на Заречной улице», где рабочий-металлург с семью классами образования и хорошим заработком относится к учителю немного свысока. Во многом это объяснялось тем, что учителя зарабатывали меньше рабочих и тем более инженеров (72 рубля против средней зарплаты по стране в 81 рубль), и с годами эта разница только увеличивалась. К 1970-м годам единственным преимуществом профессии учителя стал отпуск в 48 дней.

Простой инженер и уважаемый автомеханик

В 1970-х годах появилось и окрепло понятие «дефицита» — товаров, которые надо было «доставать», покупать, используя личные связи или переплачивая, потому что в обычных магазинах они не продавались. Это изменило отношение к работникам торговли, общепита и бытовых услуг, профессии которых до этого времени считались не самыми престижными. Но профессии в торговле, общепите и сфере услуг характеризуются противоречивостью статуса, в советском обществе их по-прежнему не очень уважают. «Парикмахерши», директора магазинов, ресторанные музыканты, полулегальные домашние косметологи могли зарабатывать больше остальных, но стеснялись своей профессии или своего статуса.

Г. Шубина, 1948 год
Г. Шубина, 1948 год

В условиях возрастания спроса на легковые автомобили и слабого развития автосервиса в 1970-е годы одной из самых престижных стала профессия автомеханика. В это же время окончательно утратила привлекательность профессия инженера, появилось понятие «простой инженер», почти всегда означающее низкий социальный статус. «А он кто? — Да никто! В смысле — простой инженер» — цитата из фильма «Розыгрыш». Такая ситуация сохранялась до конца 1980-х годов.

Потом, когда СССР перестал существовать и началось массовое закрытие промышленных предприятий, престиж рабочих профессий упал фактически до нуля. Вернулось понятие частной собственности, и настало время большой торговли. Самыми популярными и востребованными профессиями стали канонические «юристы и экономисты» — большинство родителей считали, что именно эти профессии позволят их детям адаптироваться к современности и начать жить лучше, чем они.

В итоге рынок оказался перенасыщен юристами, экономистами, менеджерами и маркетологами.

Специалисты, получившие такое высшее образование, и сейчас далеко не всегда могут быстро найти работу. Вместе с этим на российских предприятиях все еще не хватает представителей рабочих профессий, которым платят не меньше, а иногда даже больше, чем выпускникам вузов.

При этом, по результатам исследования, проведенного в 2019 году Центром экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, до сих пор для 71% родителей высшее образование ребенка остается необходимой социальной нормой.

При подготовке статьи использованы материалы статьи «Ценность профессии в советской хозяйственной культуре и образах массового искусства 1960–1980-х», Сидорова Г. П. // Человек и культура. — 2013.

⭐️ «Билет в будущее» — проект ранней профориентации для учеников 6–11-х классов, который с 2018 года реализуется Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» в рамках нацпроекта «Образование».

После онлайн-тестирования, которое помогает определить сферу профессиональных интересов, участники больше узнают о самих профессиях под руководством опытных наставников. По итогам подросток получает рекомендации, в каком направлении и как ему развиваться. В 2020 году стартовал третий цикл проекта, к нему присоединились более 70 регионов России. Чтобы стать участником проекта, нужно зарегистрироваться на платформе.