Почему в 1940-х учеба в старших классах школы была платной, сколько зарабатывали учителя и врачи в 1960-х, как повышали престиж профессии рабочего и в связи с чем в 1970-х появилось выражение «простой инженер» — вместе с проектом «Билет в будущее» рассказываем, как учились и строили карьеру граждане СССР.
Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm
Плата за школу
В 1940 году для того, чтобы удовлетворить потребности индустриальной советской экономики в рабочей силе, правительство СССР приняло решение сделать платным обучение в 8–10-х классах школы, педучилищах, техникумах и вузах. Учеба в старших классах школы в Москве и Ленинграде обходилась в 200 рублей в год (при средней зарплате 330 рублей в месяц), в других городах — в 150 рублей. Деньги небольшие, но тогда по целому ряду причин мало кто готов был платить за образование. А люди, жившие в селе, вообще не получали за работу денег — им платили «трудоднями», так что их дети гарантированно оставались без среднего и высшего образования.
Примерно в это же время появился Указ «О государственных трудовых резервах СССР», позволивший ежегодно призывать (как в армию, в обязательном порядке) до миллиона человек городской и колхозной молодежи в училища и школы фабрично-заводского обучения. Получив необходимые навыки, выпускники распределялись по промышленным предприятиям, где обязаны были проработать минимум четыре года. Таким образом количество металлургов, машинистов, шахтеров в 40-х годах удалось увеличить во много раз.
Лесорубы и монтажники
В послевоенные годы в СССР появилось два типа отношения к рабочим профессиям: официальное и обывательское, народное. По официальной идеологии, профессионализм трудящихся имел важное значение для создания материально-технической базы коммунизма, а повышение их мастерства стало одной из задач формирования нового человека.
Советское общество уверенно двигалось к социальной однородности, когда всякий труд и любая профессия считались одинаково почетными. И рабочий класс находился в авангарде этого движения. При этом уже в 50-е годы «интеллигентные» профессии, требующие диплома о высшем образовании, в массовом, внеидеологическом сознании стали считаться более престижными.
Диплом освобождал от тяжелого физического труда и обеспечивал не меньший, а часто и больший доход.
Однако до конца 1960-х годов отношение к рабочим профессиям среди молодежи всех социально-профессиональных групп было более чем уважительным. Герои фильмов тех времен — лесорубы («Девчата»), металлурги («Весна на Заречной улице»), монтажники («Высота»), метростроевцы («Я шагаю по Москве»). Но этот период продлился недолго — уже в начале 1970-х престиж рабочих профессий постепенно стал снижаться.
На предприятиях появлялось все больше свободных рабочих вакансий, ПТУ испытывали хронический недобор учащихся. Уже в 1961 году средняя зарплата инженерно-технического работника в промышленности была на 45 рублей (то есть примерно на 50%) выше, чем у рабочего, а в сельском хозяйстве — на 63 рубля. С годами эта разница уменьшалась, и к 1980 году составляла всего 5 рублей в городе и 37 в сельском хозяйстве.
Врачи в 60-х годах зарабатывали меньше рабочих и даже меньше учителей: средняя зарплата в здравоохранении составляла 59 рублей.
При этом врачам разрешалось работать по совместительству, но общий заработок не должен был превышать 1,5 ставки по основной должности. Можно было консультировать в медучреждениях с почасовой оплатой труда, но не более 12 часов в месяц.
Сельские врачи, по представлениям колхозников, были довольно обеспеченными людьми. Профессия врача стала популярна в литературе и кино: после выхода фильма «Неоконченная повесть» про участкового врача Елизавету Максимовну десятки тысяч советских девушек пошли учиться в медицинские институты.
Герой с дипломом
В массовой культуре появился новый герой — человек с высшим образованием или ученой степенью: инженер, физик-атомщик, квалифицированный управленец. Несмотря на сохранение идеологии с рабочим в авангарде, человек в перепачканной углем куртке перестал быть ориентиром для молодежи, выбирающей свой жизненный путь.
До 1966 года в колхозах и совхозах государство рассчитывалось с рядовыми работниками «трудоднями», определенное количество которых каждый колхозник должен был отработать, чтобы считаться хорошим колхозником. Настоящую зарплату на селе платили только «специалистам» — бухгалтерам, агрономам, зоотехникам, инженерам-механикам, врачам, учителям и председателям. Поэтому престиж их был стабильно высок примерно до начала 1980-х годов.
В 70-х годах престиж рабочей профессии сохранялся во многом из-за возможности «подхалтурить» — сделать что-то в свободное от основной работы время и получить дополнительные деньги. Один из персонажей фильма «Афоня», сантехник, так говорит о преимуществах своей профессии перед более квалифицированным специалистом: «У мастера забот полон рот и один оклад. А я — на сдельной. Сам себе хозяин. Да за переработку…»
Несмотря на рост зарплат в производстве и его массовую модернизацию, популярность рабочих профессий падала: в столице стало принято смеяться над ПТУ и людьми, которые там учатся. Одна из попыток массовой культуры вернуть рабочим профессиям былое уважение — слесарь Гоша, персонаж фильма «Москва слезам не верит». По фильмам 70-х годов, к слову, можно в целом отследить профессии, которые теряли популярность среди молодежи того времени — в первую очередь это следователи и учителя.
Отпуск — единственное преимущество
Престиж профессии учителя сложился в 1930-е годы, когда масса советских людей была неграмотна и малограмотна, а средства массовой коммуникации и библиотечные сети были развиты очень слабо. От личности учителя в наибольшей степени зависело получение знаний, на этом строился его авторитет. В начале 1950-х профессия учителя была очень уважаемой, она оставалась такой и на протяжении 1960-х, но это уже была скорее дань традиции.
На фоне стремительного развития СМИ, транспорта, увеличения доступности библиотек учителю становилось все сложнее заслужить авторитет.
Судя по фильмам и книгам того времени, общество, во всяком случае городское, стало по-разному относиться к профессии учителя: всеобщего и безусловного уважения уже не осталось.
Типичный пример — история из фильма «Весна на Заречной улице», где рабочий-металлург с семью классами образования и хорошим заработком относится к учителю немного свысока. Во многом это объяснялось тем, что учителя зарабатывали меньше рабочих и тем более инженеров (72 рубля против средней зарплаты по стране в 81 рубль), и с годами эта разница только увеличивалась. К 1970-м годам единственным преимуществом профессии учителя стал отпуск в 48 дней.
Простой инженер и уважаемый автомеханик
В 1970-х годах появилось и окрепло понятие «дефицита» — товаров, которые надо было «доставать», покупать, используя личные связи или переплачивая, потому что в обычных магазинах они не продавались. Это изменило отношение к работникам торговли, общепита и бытовых услуг, профессии которых до этого времени считались не самыми престижными. Но профессии в торговле, общепите и сфере услуг характеризуются противоречивостью статуса, в советском обществе их по-прежнему не очень уважают. «Парикмахерши», директора магазинов, ресторанные музыканты, полулегальные домашние косметологи могли зарабатывать больше остальных, но стеснялись своей профессии или своего статуса.
В условиях возрастания спроса на легковые автомобили и слабого развития автосервиса в 1970-е годы одной из самых престижных стала профессия автомеханика. В это же время окончательно утратила привлекательность профессия инженера, появилось понятие «простой инженер», почти всегда означающее низкий социальный статус. «А он кто? — Да никто! В смысле — простой инженер» — цитата из фильма «Розыгрыш». Такая ситуация сохранялась до конца 1980-х годов.
Потом, когда СССР перестал существовать и началось массовое закрытие промышленных предприятий, престиж рабочих профессий упал фактически до нуля. Вернулось понятие частной собственности, и настало время большой торговли. Самыми популярными и востребованными профессиями стали канонические «юристы и экономисты» — большинство родителей считали, что именно эти профессии позволят их детям адаптироваться к современности и начать жить лучше, чем они.
В итоге рынок оказался перенасыщен юристами, экономистами, менеджерами и маркетологами.
Специалисты, получившие такое высшее образование, и сейчас далеко не всегда могут быстро найти работу. Вместе с этим на российских предприятиях все еще не хватает представителей рабочих профессий, которым платят не меньше, а иногда даже больше, чем выпускникам вузов.
При этом, по результатам исследования, проведенного в 2019 году Центром экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, до сих пор для 71% родителей высшее образование ребенка остается необходимой социальной нормой.
При подготовке статьи использованы материалы статьи «Ценность профессии в советской хозяйственной культуре и образах массового искусства 1960–1980-х», Сидорова Г. П. // Человек и культура. — 2013.
⭐️ «Билет в будущее» — проект ранней профориентации для учеников 6–11-х классов, который с 2018 года реализуется Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» в рамках нацпроекта «Образование».
После онлайн-тестирования, которое помогает определить сферу профессиональных интересов, участники больше узнают о самих профессиях под руководством опытных наставников. По итогам подросток получает рекомендации, в каком направлении и как ему развиваться. В 2020 году стартовал третий цикл проекта, к нему присоединились более 70 регионов России. Чтобы стать участником проекта, нужно зарегистрироваться на платформе.