Найти тему

Призрак «Великой Албании» обрастает брюссельской плотью

01.08.2020 • Пётр Искендеров, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук

Намеченная на сентябрь в Брюсселе встреча лидеров Сербии и Косово может открыть путь к подписанию сторонами соглашения о нормализации отношений. Согласно имеющейся информации, руководство Европейского союза, выступающее посредником в диалоге Белграда и Приштины, уже подготовило проект итогового документа. По данным сербских и брюссельских источников, он подразумевает признание самопровозглашенной независимости Косово со стороны Белграда в обмен на прием Сербии в ЕС.

Однако даже если Белград пойдет на подписание указанного соглашения, - данный шаг не принесет нормализации общей ситуации на Балканах, а, наоборот, способен открыть новую главу в политико-административном «переформатировании» всего региона. И ключевым фактором здесь выступает активизация албанского фактора, который использует соглашение Белграда и Приштины в собственных интересах, – далеких от расчетов ведущих европейских столиц. Вряд ли будет преувеличением сказать, что полноценное международно-правовое признание независимости Косово (а прологом к нему должно стать подготовленное в Брюсселе соглашение Белграда и Приштины о нормализации двусторонних отношений) станет прологом к активизации усилий албанских радикалов по созданию на Балканах «Великой Албании», включающей в себя собственно Албанию, большую часть Косово, Прешевскую долину, а также части Македонии, Черногории и, возможно, Греции, с совокупным населением до 10 млн человек.

В поддержку идеи создания подобного государства в последние годы высказываются многие ключевые политические и общественные деятели Косово, имеющие тесные связи как с албанской диаспорой за рубежом, так и с влиятельными американскими и западноевропейскими политиками. Один из них – Азем Власи, который в 1980-е годы возглавлял косовский краевой комитет Союза коммунистов Косово и входил в состав Центрального Комитета Союза коммунистов Югославии. Он сомневается в достижении обсуждаемого в последнее время соглашения о разделе Косово в рамках брюссельских переговоров, так как власти Приштины, по его мнению, не готовы отказаться от контроля над всей территорией края, а кроме того, именно Косово может стать центром «собирания» албанских земель на Балканах.

Основные положения и методологические обоснования программы создания «Великой Албании» изложил еще в 1990-е годы один из ведущих албанских интеллектуалов, академик Реджеп Чосья. Он указывал, что «Албания никогда не признавала ее существующие границы и всегда пыталась напомнить международным кругам, что данные границы являются несправедливыми, разделяющими албанские земли на две части. Это границы, которые проходят по самому сердцу албанского народа».

Официальной позицией руководства соседней и единоплеменной Косово Албании является признание нерушимости существующих на Балканах границ. Еще в 1992 году глава правительства от Демократической партии Албании (ДПА) Сали Бериша заявил в одном из интервью, что «идеи создания «Великой Албании» абсолютно не присущи албанским правящим кругам и политическим силам».

Тем не менее, в мае 2011 года член Президиума ДПА Азган Хаклай открыто потребовал объединить все албанские территории в одно государство, а нынешний глава правительства Албании Эди Рама в последнее время все чаще заявляет о том, что объединение Албании и Косово представляет собой «План «А» Тираны, который следует рассматривать именно в привязке к соглашению Приштины и Белграда.

Опросы общественного мнения среди албанского населения балканских государств свидетельствуют о растущей популярности программы создания «Великой Албании». Так, идею сделать границы Албании «этническими» уже поддерживают более 80% населения Косово, свыше 70% жителей Албании, а также более половины македонских албанцев. При этом около половины респондентов в Косово и 40% в Албании считают, что появление великоалбанского государства в его самых широких этнических границах возможно уже в ближайшем будущем.

Между тем, еще в конце 2006 года аналогичное исследование, проведенное экспертами Программы развития ООН, показывало, что лишь 2,5% косовских албанцев считали объединение с Албанией наилучшим способом решения вопроса, а 96% из них выступали за то, чтобы Косово стало независимым в существующих границах.

Подобное развитие ситуации может вынудить ведущие мировые державы и международные институты отказаться от исповедуемой ими в последние годы политики, сфокусированной на государстве, а не на территории, и предусматривающей решение проблем каждой из стран балканского региона изолированно друг от друга. «Политика, сфокусированная на территории», рассматривает балканский регион не как совокупность уже сложившихся государств, а как систему территорий, находящуюся в динамическом равновесии и потому способную к переформатированию. «Перечерчивание границ региона на этнолингвистических и религиозных основах может получить новое развитие в ходе текущих переговоров Белграда и Приштины. Президент Сербии Александр Вучич не скрывает готовности признать Косово в обмен на территориальные уступки, тогда как его коллега Хашим Тачи рассчитывает включить в свою страну сербских албанцев», - указывает в данной связи французское издание Le Monde diplomatique, имея в виду, в частности, развитие ситуации в примыкающей к Косово Прешевской долине.

Речь идет о еще одной потенциально опасной «горячей точке» Балкан - трех южносербских общинах (Буяновац, Медведжа и Прешево). Согласно данным последней переписи населения Сербии, на территории данных общин проживают около 90 тысяч человек. При этом соотношение между сербами и албанцами в них следующее: в Прешево – 89% албанцев и 9% сербов, в Буяноваце – 55% албанцев и 34% сербов, в Медведже – 26% албанцев и 67% сербов.

Председатель общины Прешево и лидер Демократической партии албанцев Сербии Рагми Мустафа ранее уже высказывался в пользу «обмена территориями» между Белградом и Приштиной, подчеркнув, что все три общины «должны присоединиться к Косово», в то время как «север Косово должен присоединиться к Сербии». По его словам, соответствующее предложение должно лежать на столе брюссельских переговоров: «Я думаю, что в этом заключается будущее нашего региона».

При этом международное сообщество, по мнению лидеров прешевских албанцев, должно заставить сербское правительство «не препятствовать свободному волеизъявлению населения Прешевской долины».

Подобная позиция перекликается с программой косовского радикального движения «Самоопределение» во главе с недавним главой правительства Косово Альбином Курти. По мнению последнего, Косово и Албания «должны скоординировать действия и одновременно гармонизировать законодательство, для того чтобы подготовиться к проведению двух референдумов, в Албании и Косово, по итогам которых Косово объединится с Албанией». «Я думаю, что это отвечает интересам народа в экономической области и сфере безопасности», – подчеркивает Альбин Курти, прогнозируя, что после этого настанет очередь для «решения общеалбанских вопросов – в первую очередь в Македонии, Восточном Косово [Прешевская долина], Черногории и Греции». По мнению лидера «Самоопределения», власти Косово должны вести переговоры не с Белградом о разделе, а с Тираной об объединении.

В сложившейся ситуации можно ожидать активизации усилий как властей Косово, так и лидеров албанцев в других балканских странах и территориях по дальнейшему наращиванию своего военно-политического потенциала. Это, собственно говоря, уже происходит. Заместитель директора Департамента информации и печати МИД России Алексей Зайцев привлек внимание к начавшимся поставкам в Приштину американской военной техники. По словам дипломата, тем самым США открыто стремятся нанести ущерб международным усилиям, направленным на обеспечение мира и стабильности на Балканах.

Приштина также активизировала контакты на предмет военно-технического сотрудничества с Германией. Все это свидетельствует о нарастании конфликтного потенциала на Балканах в контексте активизации «албанского фактора».

Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.

Албания
3374 интересуются