Одним из видов смертной казни по законам древнего Рима было распятие. Оно считалось одной из самых позорных казней, и римских граждан на неё заведомо не осуждали. Если вспомнить историю христианства, то апостола Павла, имевшего римское гражданство, казнили мечом, отрубив ему голову. В самом худшем случае, за особо тяжкие преступления, вроде предательства, римлянина могли сбросить с Тарпейской скалы, но ни в коем случае не распять.
Для кого же в таком случае у древних римлян предназначалась казнь через распятие? В первую очередь для рабов. При распятии казнимый ещё некоторое время остаётся живым и в сознании, испытывая при этом жестокие муки. Поэтому казнь получается весьма наглядной, демонстрируя всем зрителям, что бывает с нарушителями закона. Распинали также разбойников и прочих преступников из числа не-граждан Рима. В далёкой и весьма немирной провинции Иудея в правление там Понтия Пилата римлянами был распят на кресте некий бродячий проповедник. Кто принимал участие в этой казни, и что стало с этими людьми в дальнейшем?
Надо сказать, что в подобных провинциальных гарнизонах коренных римлян было очень мало. Разумеется, в Иудею могли перебросить целый легион (и во время масштабного мятежа римляне так и делали), но обычно когорты и центурии в подобных местах состояли из жителей периферии Римской империи. К примеру, иберийцев. Но тоже римских граждан — не-римлянин мог служить лишь в пехотной ауксилии или кавалерийской але, то бишь в союзнических частях.
В провинции всегда было немало людей каким-то образом ставших римскими гражданами (вольноотпущенники, отслужившие 30 лет римские союзники и т.д.). Жизнь в столице для них была слишком дорогой, вот они и селились на своей исторической родине, где римское гражданство давало им множество привилегий. Их дети получали римское гражданство по праву наследования и формально имели право на любую должность. Но карьеру им сделать было сложно, поскольку все сколько-нибудь почётные и прибыльные места обычно занимали дети патрициев и прочей знати. Выходцу из далёкой провинции мало что светило, кроме армейской службы.
Существует предание, что одним из таких военных в римской части, расквартированной возле Иерусалима, был легионер родом с Кавказа, которого звали Элиоз. Вообще-то это чисто еврейское имя, а местного, тем более ортодоксального иудея (раз он не взял себе греческое имя, как делали менее религиозные евреи), в легион заведомо не взяли бы. Но возможно, это и не имя вовсе, а прозвище? Или же, местные евреи так произносили его имя, выговорить которое они не могли? История об этом умалчивает.
Считается, что этот самый Элиоз был одним из римских солдат, принимавших участие в дележе вещей казнимого Иисуса. По обычаю, им должна была достаться одежда этого человека. Но разделить на части бесшовный хитон, как это сделали с ризой (длинным плащом), было затруднительно. Подобный хитон, скроенный из цельного куска материи, стоил намного дороже именно в целом виде. Поэтому его прямо здесь, под крестом, разыграли в кости. Победил и забрал хитон Иисуса себе тот самый Элиоз. Впоследствии он увёз его на историческую родину и подарил своей сестре Сидонии.
В центре грузинского города Мцхета возвышается кафедральный собор Светицховели. С ним связана легенда о Сидонии, которую похоронили вместе с тем самым хитоном. На её могиле вырос огромный кедр. Святая Нино в IV веке н.э. уговорила местного царя Мириана построить на месте захоронения хитона Иисуса храм. Кедр срубили и распилили его ствол на семь частей, которые стали основанием деревянного храма. Каменное здание на том же месте было воздвигнуто в начале XI века.
Но намного более известен другой древнеримский легионер, также принимавший участие в казни Христа. Он ткнул распятого Иисуса копьём, чтобы убедиться в его смерти. Считается, что этот легионер был тем самым центурионом Лонгином, который приходил к Иисусу с просьбой исцелить его слугу. Впоследствии Лонгин сам уверовал в Христа и проповедовал его учение в Каппадокии (местность в Малой Азии на территории современной Турции), где и был за это казнён. Наконечник копья Лонгина, которым было пронзено тело Иисуса, является одной из самых значимых христианских святынь.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев