“Райское благоухание насыщает без хлеба; дыхание жизни служит питием, чувства утопают там в волнах наслаждений, какие изливают на всех и во всех возможных видах. Никто не чувствует обременения в этом сонме радостей, и все непрестанно без пресыщения упоеваются ими, изумевая пред величием Божиим.
Ныне алчут и насыщаются плоти, а там вместо плотей души ощущают голод, и душа вкушает сродную ей пищу. Паче всякой снеди душа услаждается Тем, Кто питает все, Его насыщается лепотами, перед Его изумевает сокровищами. Тела, заключающие в себе кровь и влагу, достигают там чистоты одинаковой с самою душою”.
Преподобный Ефрем Сирин
Во втором послании к Коринфянам апостол Павел рассказывает о том, как он был восхищен до третьего неба в рай и слышал «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:4).
Святые отцы, толкуя данное место, говорят, что в этом видении Бог показал Павлу, какой венец его ожидает по смерти. Райское видение было подарено апостолу как бы авансом, для укрепления на дальнейшие труды.
Мы знаем, что еще долгие годы после этого видения апостол Павел странствовал, проповедовал, терпел гонения, избиения, тюрьму, ссылку... Можно думать, что все это время воспоминание о рае, ему уготованном, согревало и укрепляло его душу.
Апостол утверждает, что был вознесен на «третье небо». Действительно, в иудейском предании есть представление о существовании трех небесных пространств: облачного, звездного и самого высшего, духовного, где находится престол Божий. Вообще все древние народы востока считали, что небо состоит из нескольких сфер, количество которых в разных источниках разное: 3, 7, или 10.
В раю Павел нечто такое слышал, что пересказать человеческим языком нельзя. Как же можно нечто услышать и понять, но не уметь пересказать?
Мы сможем ответить на этот вопрос, если вспомним, что речь идет о Царстве Любви. Бог есть Любовь, а в раю Бог будет все во всем. Так разве можно пересказать любовь?
Все мы влюблялись когда-то. Вспомним: неужели возможно адекватно передать в словах весь спектр чувств и эмоций, охватывающих человека в этот период? Самые тонкие грани человеческой культуры – поэзия и музыка – в большей части посвящены влюбленности и любви. И что же? И музыка, и поэзия мучаются невозможностью выражения этого состояния до конца. А ведь имеется в виду любовь между мужчиной и женщиной, душевная любовь. Что же сказать о любви духовной? Она так же невыразима, как невыразим Бог.
Но в раю-то был апостол Павел, а не мы. Можно спросить: что нам до этого? Какое отношение имеет к нам этот эпизод из жизни апостола?
Дело в том, что каждый из нас должен открыть в вере Христовой какой-то свой рай и расслышать неизреченные слова, лично нам адресованные. Необходимо хотя бы один раз сильно обрадоваться Христу, чтобы потом многие годы терпеть ради Него искушения и скорби, внутренние и внешние, которые неминуемо встанут перед нами. Ведь само покаяние, к которому постоянно призывает нас Церковь, есть, по определению Ефрема Сирина, плач грешника перед воротами рая. Но никто не сможет плакать о рае, ни разу не побывав там. И этот рай открыт для нас!
Наверное, у каждого церковного человека было когда-то в жизни свое личное открытие рая Божьего в Православии. То ли это было потрясение от богослужения, то ли запавшая в душу проповедь, то ли неземная красота иконного лика, то ли прочитанная книга или просмотренный фильм. Или, может быть, общение с благодатным человеком, или чудотворная пасхальная ночь, или еще что-нибудь, что явило нам неотмирную красоту христианской веры и Христовой Церкви. И мы поняли, что нет в мире ничего красивее и радостней этого. Эта красота стала определяющей ценностью нашей жизни, и мы твердо решили служить ей.
Хорошо, если так. А вот если этого не было, тогда берегись, христианин. Тогда слишком тонкими нитями привязался ты ко Христу. Тебя держат в Церкви: или привычка, или обычай, или национальная самоидентификация, или ты ходишь туда «за компанию», или тебе просто очень нужно что-то выпросить у Господа. Все это – сомнительные мотивы воцерковления.
Если человек в Церкви не открыл через что-либо красоту Христа, вкус Царствия Божьего не узнал, то рано или поздно он начнет жить в Церкви чем-то другим, или же просто уйдет из Церкви. С ним может случиться худшее: ничего. Он каким был, таким и останется - ни Христа не узнает, ни Царствия Его.
Чтобы этого не произошло с нами, мы должны знать: рай Божий уже открыт для нас. Его только нужно увидеть и полюбить, и дальше жить им, питаться им.
Он открыт нам в богослужении, в Таинствах. Он открыт нам на страницах Священного Писания. Открыт в церковном искусстве, в братском общении с другими христианами, в практическом исполнении заповедей Христовых. Он открыт в покаянии и искренней, слезной исповеди. Он открыт нам в Церкви! Но только его нужно узнать и полюбить.
Рай, показанный апостолу Павлу, есть точно такой же, какой и нас ожидает. Рай Божий просвечивает своими лучами тусклый туман наших будней, и эти лучи уже сегодня соединяют нас с их источником – Солнцем Правды, Христом Господом.
Автор Сергей Комаров
Больше наших статей смотрите тут.
Так же у нас ЛУЧШАЯ Библия онлайн с толкованиями Святых отцов на каждый стих , заходите.
И видео лекции на каждую главу Библии современными богословами и учеными, смотрите.
Изучать Библию с Экзегет интересно! Крупнейшая Библейская ВИКТОРИНА.