Владимир Ступак
Перестройка. Очередное постановление родной партии и правительства по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Боремся изо всех сил. А в авиации эта борьба никогда и не утихала, т.к. предмет борьбы появился сразу же после изобретения самолёта братьями Райт, ну может чуть позже, как только остеклили кабину и она начала обмерзать при заходе на посадку, ведь лучше спирта для борьбы с обледенением ничего не придумаешь.
А контакты протирать, какой бензин, ацетон, вы что? Кто служил в полках, вооружённых самолётами МиГ-25, тот в курсе, а для остальных немного поясню масштабы бедствия.
Самолёт МиГ-25РБ предназначен для полётов на крейсерских скоростях при М=2,35 (V=2450 км/час) и высотах 20-22 км, максимальная скорость около 3000 км/час, М=2,83. На этих скоростях фюзеляж самолёта нагревается свыше 200 градусов и обеспечить комфортные условия лётчику в кабине конструкторская мысль ОКБ им. А.И. Микояна смогла только с использованием в системе кондиционирования легко испаряющейся спиртоводяной смеси (СВС) крепостью 45 градусов. Для этого к самолёту перед полётом на сверхзвук подъезжал специальный автомобиль, спиртозаправщик, за рулём не ниже прапорщика, и заправлял систему этой самой СВС, входило до 240 литров, но обычно заправляли меньше. Спирты так называемые технические, гидролизный или ректификат, но по потребительским качествам не значительно уступали медицинскому, особенно ректификат.
По этому поводу маленькое отступление. Заходит ко мне в кабинет начальник политотдела, достаёт бутылку из портфеля с этой самой СВС, в народе «массандры», и говорит, вот, везу в городскую санэпидстанцию на экспертизу, доведём до личного состава, какую гадость они пьют, надеюсь, поможет в борьбе с пьянством. И что вы думаете, санэпидемстанция сделала заключение, что качество продукта, поступившего на экспертизу, даже выше, чем того, что продаётся в магазине, пришлось результаты засекретить.
Кроме того, в систему охлаждения станции постановки помех, СПС-141, заливалось еще 20 литров, но уже чистого спирта, правда, этот популярностью не пользовался, облучённый же высокочастотным излучением, вредно.
И представьте себе, проверяющий делает контрольный замер мерной линейкой количества СВС на самолёте, она показывает 120 литров, техник становится на крыло, - 140 литров, перешел на другое - 115, и как с этим бороться? Но боролись.
К примеру, заместитель начальника политотдела, он же руководитель группы общественного контроля, предложил сделать внезапную проверку технического состава первой аэ при выезде с аэродрома после ночных полётов. Первой выезжала вторая аэ, с Як-28, но с этих взять нечего, у них только на спарке чуть-чуть для охлаждения колёс, по-моему «шило» называется, я ни разу даже запаха не слышал, хотя года полтора пролетал на Яках. Ещё минут через сорок перед шлагбаумом останавливается тягач с техниками первой аэ. С вещами на выход, строиться. Группа народного контроля, это зам. начальника политотдела командует, даже удостоверение показал. Строятся, но все без вещей. Не известно, чьё это имущество осталось в кузове. Сгрузили канистр всяких литров на 120, бесхозные.
Начальник ГСМ категорически отказался принимать «массандру» обратно, вдруг не кондиционная, кто отвечать будет. Подозреваю, в дальнейшем использована была по прямому предназначению и для хозяйственных нужд.
На построении постыдил, но не посоветуешь же, что бы совесть имели, поменьше носили за раз, и что бы хоть маскировали, а не ходили по городу с канистрами.
Еще нюанс, которого я и не знал. Прошли целевые полёты на бомбометание из стратосферы, такое мероприятие проходило раз в год, потому что связано со сложностями организации бомбометания на чужих полигонах, других тонкостях, в общем, очень много мороки. Зам по ИАС приносит на подпись ведомость на списание спирта, что-то около пяти тонн. Ужас! Я обратил на это внимание. Он и поясняет, что для МиГ-25 почему-то принята система учёта расхода СВС по усреднённым показателям налёта, т.е. расход на до звуке и сверхзвуке складывается и усредняется. И до этого бомбометания служба ИАС пиковый расход во время массовых полётов на сверхзвуке раскладывала постепенно по другим месяцам года, чтобы такие шокирующие цифры не светить. А тут зам по ИАС решил «очки не втирать», перестройка, гласность, показываем всё как есть.
Конечно, командующий всё это увидел, расшумелся, обозвал не хорошими словами, утверждать акт списания не буду, ждите комиссию, которая проведет эксперимент с контрольными полётами на сверхзвук для замера реального расхода СВС. Оказывается, зам по ИАС на это и рассчитывал.
Для полётов под контролем комиссии выделили два самолёта с самым большим расходом, и по результатам эксперимента оказалось, что мы даже сэкономили спирта для Родины, можно было списать больше. Вот и выполняй постановление партии.
Ну и теперь о заглавии, язык мой, враг мой. Подведение итогов боевой и политической подготовки в ВВС округа. Все по своим местам, командир, начпо, начальник штаба, все рядом. Командующий читает вступительное слово, товарищи генералы, товарищи офицеры. А поскольку остальное он и так знает, схемы с показателями боевой подготовки и дисциплины висят, то дальше он продолжает уже без бумажки. Истребители, ибашники, … доходит дело до нас. А вот в 39 орап, встаём, - до каких пор это будет продолжаться, офицеры и прапорщики пьянствуют, количество взысканий за пьянку выросло, до каких пор … ну мне бы и промолчать, он уже, по-моему к вертолётчикам собрался приступать, как я брякнул, - да пока в самолёт будем спирт заправлять. Он услышал, и продолжил ещё минут пятнадцать говорить всё, что о нас думает. И даже в перерыве подозвал, продолжил. Я, конечно, извинился, но лучше бы промолчал, на полгода раньше бы полковника получил.