Найти тему
Христофор+

5 загадок родословия Иисуса Христа в Евангелии от Матфея

Родословие Господа Иисуса Христа приводят два евангелиста из четырех: Матфей и Лука. Эти родословия сильно отличаются друг от друга: и по структуре, и по предназначению. Святой евангелист Матфей начинает родословие Иисуса с Авраама для того, чтобы показать, что Христос есть семя Авраама и в Нем благословляются все народы земли, поскольку Авраам в переводе означает «отец языков (народов)». Святой евангелист Лука ведет происхождение Иисуса от Иосифа (мнимого отца Христа) до Самого Бога (в обратном порядке), чтобы показать, что родившийся по плоти Иисус по факту происходит от Бога (отчего и родословная Иисуса восходит к Самому Богу), но при этом рождается не бессеменно, не призрачно, но по плоти, реально: от Пресвятой Девы Марии.

Древо Иессеево. Икона. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".
Древо Иессеево. Икона. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".

В родословии евангелиста Матфея (как, собственно, и в родословии евангелиста Луки, которое мы пока не трогаем) существует немалое количество загадок (темных, трудных для понимания мест), которые мы в этой статье постараемся по возможности разгадать (или понять).

Загадка №1: Что такое «библейское родословие»? В Библейской Энциклопедии Брокгауза - это «список лиц, перечисленных в хронологическом порядке по семьям, родам или племенам (коленам)» (Фритц Ринекер, Герхард Майер. «Библейская энциклопедия Брокгауза»). Библейское родословие и семейная хроника - не одно и то же. Семейная хроника представляет собой историю обычного рода, а Библейское родословие имеет четкий мессианский характер. В Библейском родословии обозначаются люди не простые, но избранные Богом. Каждый из них являет целую эпоху в истории спасения человечества.

Загадка №2. Какое слово вместо русского «родословия» употребляет евангелист Матфей в оригинальном (греческом) тексте? Нужно признать, что синодальный перевод, к сожалению, неточен. В греческом тексте Евангелия от Матфея на месте употребленного в синодальном переводе «родословия» стоит выражение из двух слов: «библос генесеос» (βίβλος γενέσεως). «Библос» в переводе с греческого означает «книга» (почему в славянском переводе родословия Христа в Евангелии от Матфея и появляется не «родословие», а «книга родства»). Что же касается слова «генесеос», то оно означает «происхождение» или «возникновение» (нем. Entstehung). Таким образом, в оригинальном тексте Матфей буквально говорит о «книге происхождения» Иисуса Христа, но мы по старинке читаем «родословие».

Загадка №3. Почему Христа назвали «Иисусом», а не каким-либо другим именем? Слово «Иисус» в буквальном переводе с еврейского языка означает «Спаситель». Это слово является личным именем Богочеловека - Иисуса Христа. В родословии евангелистов имя «Иисус» появляется не с потолка. Это имя открывает Божией Матери архангел Гавриил во время события Благовещения. Архангел Гавриил говорит:

«Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лук.1:30-31).

Имя «Иисус» - результат Промысла Божия о Себе Самом. В Ветхом Завете это имя носил Иисус Навин - вождь, освободивший Палестину от язычников для избранного народа. В Новом Завете имя «Иисус» получает Тот, Кто становится духовным вождем всего человечества, освобождая его от грехов. Образ Христа-Спасителя людей от грехов находим в благовестии  Иосифу, мнимому отцу Иисуса. В то время, когда Иосиф, «обуреваемый помышлениями сомнительными», подозревал Пречистую Деву Марию в супружеской неверности, Бог послал к нему другого Ангела, который, во-первых, успокоил его. А, во-вторых, открыл истинное предназначение Христа  - спасение людей от грехов их:

«Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф.1:20-21).

Загадка №4. Почему Иисуса назвали «Христом»? В буквальном переводе с греческого языка слово «христос» означает «помазанный» или «помазанник» (еврейский аналог слова «Христос» - это «Мессия»). В Ветхом Завете слово «христос» было не собственным, а нарицательным. Оно означало не имя, не отчество (фамилий в те времена еще не существовало), но особый статус человека: его богоизбранность и посвященность. Христами назывались еврейские цари, священники и пророки, когда помазывались священным маслом или елеем на божественное служение (1Цар.2:10;12:5;16:13 и т. п.). Так, например, помазанником-христом, стал царь Саул после того, как пророк Самуил помазал его елеем на божественное служение (1Цар.10:1).

Крещение Господне. Икона. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".
Крещение Господне. Икона. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".

В Новом Завете Иисус называется Христом по тому же самому правилу, что и в Ветхом Завете. Слово «Христос» означает не отчество Иисуса, но его высокое положение божественного Мессии: Небесного Царя, который не от мира сего (Ин.18:36); и Первосвященника, прошедшего небеса (Ефр.4:14); который искушен во всем, кроме греха (Евр.4:15). По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, Иисус именуется Христом, потому что Он, как Царь, царствует над грехом. А Священником Он называется потому, что умер за нас, принеся в жертву Самого Себя (Евр.7:27). Однако есть одна большая разница между христами Ветхого Завета и Христом Нового Завета. Ветхозаветных христов помазывали люди (в основном пророки). Что же касается Господа Иисуса, то Его (во время таинства крещения) помазывает Святой Дух, сошедший на Него виде голубя (Матф.3:16). Свт. Василий Великий говорит, что Христос - Помазанник «ради Духа и ради помазания в Духе» (Василий Великий, свт. «Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия»). У свт. Григория Нисского «Дух Святой есть помазание Единородного» (Григорий Нисский, свт. «О святой Троице»).

Загадка №5. Почему в родословии Иисуса появляется блудница Фамарь? Фамарь - это жена-грешница. По мысли блаженного Феофилакта Болгарского, она не заслуживает похвалы, ибо, желая после смерти двух своих мужей (Ира и Аинана или Онана) иметь детей от семени Авраамова, «приняла вид блудницы, смесилась с свекром своим и зачала от него двух детей-близнецов» (Феофилакт Болгарский, блаженный. «Толкование Евангелия от Матфея»). Тем не менее, мы видим блудницу Фамарь среди святых библейских патриархов. Зачем же Матфей вставляет ее туда?

Свт. Иоанн Златоуст видит в упоминании Матфеем Фамари особое Промышление Божие о человеке. По мысли святителя, блудница возникает в родословии Иисуса в целях нашего поучения, дабы мы не отчаивались в своем спасении. Фамарь должна дать нам понять, что Господь не гнушается ни порочных страстей, ни людей порочных, поскольку пришел не для того, «чтобы избегать позора нашего, но чтобы уничтожить его» (Иоанн Златоуст, свт. «Беседы на Евангелие от Матфея»).

В Библии много различных тайн. Если хотите исследовать Писание Иисуса Христа, оставайтесь с нами: подписывайтесь на канал "Христофор+"

Читайте также другие статьи:

Что Христос писал на земле, когда к Нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии?

Была ли блудницей святая Мария Магдалина?

Почему Иуда Искариот предал Иисуса Христа?

10 Евангельских загадок о волхвах и Вифлеемской звезде