Найти тему
DirectCurrent

Что не так с роботизированной коробкой HAVAL F7(x) и почему она "тупит"?

Выпускаемые в индустриальном парке «Узловая» автомобили HAVAL F7 и HAVAL F7x, ставшие бестселлерами на отечественном рынке среди китайских кроссоверов, безальтернативно оснащаются роботизированной семиступенчатой коробкой переключения передач с двумя мокрыми сцеплениями 7DCT450, разработанной компанией Great Wall под руководством одного из ведущих в Европе трансмиссионщиков Герхарда Хёнинга.

Разработка собственной коробки позволила отказаться от трансмиссий от Getrag и Hyundai, ранее устанавливавшихся на HAVAL H6 и H6 Coupe. Получив мокрые сцепления, двойной контур охлаждения и кучу инновационных решений коробка получила хороший запас по перегреву узлов, а доработанный мехатроник и конструкция вилок переключения передач в процессе стендовых и полевых испытаний показали свою исключительную надёжность. В итоге, механическая агрегата часть поучилась достаточно лёгкой и надёжной.

Так что же так возмущает в этой коробке многих блогеров и обзорщиков?

На первом месте это «бесконечно длинная» пауза при переходе с реверса на ход и обратно. И если с реверса на ход коробка переключается довольно сносно, то задняя передача включается «слишком долго», по мнению многих.

Вторая «проблема» - «затуп» при старте, когда автомобиль некоторое время думает. А затем начинает разгоняться.

Попробуем разобраться что же здесь не так, в чём причина и на столько ли это явление проблематично при вождении?

Уже более года я имею возможность достаточно часто ездить на HAVAL F7 1.5 4WD, исходя из своих впечатлений, опыта ремонта коробок, инженерного образования и опыта эксплуатации попробую разобраться в этих вопросах.

Скажу сразу, что лично для меня перечисленные моменты проблемой как таковой не являются, но для многих, кто привык к «понятным» гидротрансформаторным коробкам первое знакомство с данным агрегатом, например, на тест-драйве, может сильно испортить впечатление о машине.

А основной причиной всего является прошивка блока управления мехатроником. Очевидно, что, насобирав статистики эксплуатации преселективных коробок от VAG, Ford и Hyundai в России, китайские маркетологи пришли к выводу, что главной проблемой является ломучесть коробок по причине перегрузок узлов в нештатных режимах работы.

Кто был в азиатских странах, особенно буддистских знают, о том, что движение там неспешное, спокойное, размеренное, мало где встретишь «безумного драйвера», рвущего со светофора с выпученными шарами. У нас же в России это дело обыденное, а если почитать форумы, то и повсеместное.

Посему задача инженеров была максимально защитить коробку от нештатных режимов, ограничив по-возможности порывы русской души.

В итоге, самые критичные моменты такие как старт и смена направления были защищены программными паузами.

При старте это обусловлено необходимостью плавного сведения дисков сцепления и ограничения крутящего момента, исключив подгорание дисков, преждевременное старение масла в коробке передач, вынос продуктов износа дисков сцепления в мехатроник и его поломку. А также, защитой двухмассового маховика от разрушения.

По задней передаче задержка сделана для полноценного зацепления шестерни задней передачи, которая как известно по механическим коробкам не имеет синхронизаторов и включается только после полной остановки.

С причиной разобрались, попробуем разобраться со следствием.

Сведение дисков в 7DCT450, как и в ДСГ от ВАГ контролируется при старте положением педали тормоза. Условно там три основных состояния

1. Педаль тормоза полностью выжата – диски разведены (кстати это их нормальное положение в отличие от механических коробок);

2. Педаль приотпущена – диски подсведены и создают преднатяг (долго электроника не даст держать диски в этом состоянии и сбросит зацеп)

3. Педаль полностью отпущена, диски полностью сведены работой приводов.

Если просто бросить педаль тормоза, как это мы привыкли делать на гидротрансформаторной коробке, то электроника сначала создаст преднатяг, машина покатится вперёд, а затем если будет нажата педаль газа диски сведутся полностью. Если педаль газа своевременно не нажать, то если движение не началось, например, машина стоит в гору или уперлась в препятствие через несколько секунд сцепление будет расцеплено и машина может покатиться назад, а если машина покатилась вперёд, например, стоя на ровном, то через несколько секунд сцепление сведётся полностью.

Зная эту особенность можно без труда отрегулировать старт исходя из дорожной ситуации, например, в пробке можно просто отпустить педаль, и машина покатится вперёд, а если побыстрее стартануть, то можно заранее чуть приотпустить тормоз, создав преднатяг на сцеплении, но удерживая при этом машину колодками. Тогда после полного отпускания тормоза можно смело давить на газ провала практически не будет, а машина резво пойдёт разгоняться. При этом в любом случае «затуп» на этапе старта с лихвой компенсируется скорострельностью коробки при переключениях и низкими потерями на переключение.

Добавлю, общаясь на форумах уяснил, что на двухлитровых моторах прошивка коробки ещё более бережная и, соответственно, там проблема стоит более остро.

Теперь по реверсу. Программная задержка включения задней передачи работает от начала подачи команды на включение от джойстика управления КПП. Однако если такую команду подать немного раньше, например, не дожидаясь полной остановки автомобиля, то можно сильно сократить потери времени на начало движения.

Практический пример в моём ролике.

Здесь как это работает на дороге

Общаясь на форумах и в интернете обратил внимание, что те, кто имел дело с этой коробкой только в пределах короткого тест-драйва, отмечают «дёрганость» при работе агрегата. Как человек, который много ездит на данной машине могу сказать, что коробка требует хорошего прогрева. Объём масла в коробке около 6 литров и на его прогрев требуется некоторое количество времени. По собственным ощущениям коробка становится мягкой и эластичной примерно через 10 минут после выхода мотора на рабочую температуру. До этого момента шероховатости в её работе так или иначе будут ощущаться, особенно это актуально для машин с маленькими пробегами. Хорошо походившие машины выходят на режим раньше.

В заключении скажу, что для тех, кто более-менее понимает технику или умеет чувствовать автомобиль, не важно женщина это или мужчина, комфортное передвижение на данном автомобиле не составит труда. Ежели вы совсем новичок или от природы вам всегда было тяжело ладить с техникой лучше выбрать машину с более понятной трансмиссией или подождать новой 9-ти ступенчатой коробки, которая по слухам будет ставиться на автомобили HAVAL с 2021 г.