Найти тему
Владимир Грышук

ТАНК-СОЛДАТ УСТАЛ ОХРАНЯТЬ ПОБЕРЕЖЬЕ САХАЛИНА

-2

то был воскресный выезд группы туристов к летнему морю. На берегу плавника для костра было мало, парни поднялись за дровами на невысокую приморскую террасу и неожиданно обнаружили там узел береговой обороны из советских танков. Десять боевых машин скрытно стояли в высокой траве, прикопанные в капониры. Некоторые уже успели порезать автогеном охотники за металлом, они же «разули» танк и утащили траки с гусениц. И только башни продолжали грозить морю 122-миллиметровыми пушками.

Осенью туристы вернулись сюда уже с Алексеем, специалистом по тяжелому вооружению СССР времен Великой Отечественной войны. В самом дальнем от берега капонире, куда еще не добрались охотники за металлом, он обнаружил редкую модель танка с так называемым «ломаным носом». Только в пяти музеях нашей страны есть такой танк.

Вот что о нем пишет М. Барятинский в своем исследовании «Бронеколлекция» (http://armor.kiev.ua/Tanks/): «4 сентября 1943 года постановлением ГКО № 4043сс тяжелый танк ИС-85 приняли на вооружение Красной Армии. Этим же постановлением Опытный завод № 100 обязывали спроектировать, изготовить и испытать совместно с Техуправлением ГБТУ до 15 октября 1943 года танк ИС (Иосиф Сталин), вооруженный пушкой калибра 122 мм (ИС-2)».

Именно такой танк стоит на сахалинском побережье. Выпускался он ограниченной серией и недолго, примерно с полгода. Уже в мае 1944 года «Уралмашзавод» перешел на выпуск бронекорпусов со «спрямленным» сварным носом.

В последние годы реликвии Великой Отечественной нередко исчезают с лица земли. И не только потому, что разрушаются от времени или гибнут от рук вандалов и охотников за металлом. Сейчас мода на вооружения Первой и Второй мировых войн, и именно за ограниченными сериями оружия и боевой техники гоняются богатые коллекционеры по всему миру. Например, за немецкими танками «Тигр», которых Германия успела выпустить всего 1354 штуки. На аукционах цена на «Тигр» доходит до десяти миллионов евро.

А таких танков, который у нас на Сахалине ржавеет на морском побережье, в мире буквально единицы – их можно пересчитать по пальцам одной руки. Такой модели нет даже в парке Победы в Москве!

И дело, конечно, не в стоимости реликвии, ведь материальные свидетельства героизма наших предков поистине бесценны. Созерцание фронтовой машины, на которой воевали наши деды, превращает мужчину в воина, в защитника. Да и всем это полезно: постоять у старого танка, подумать о прошлом и будущем нашей страны…

Может быть, этому танку уникальной серии найдется место возле музея или на обновленной площади Победы в Южно-Сахалинске. И позолота ему не нужна, он обычный танк-солдат, ему бы краски на бока – от ржавчины, да уберечься в людном месте от автогенов. Ему даже пьедестал не нужен, он простой, как народ, который завоевал Победу.

Сейчас фронтовая машина великой войны спит под толстым слоем снега после новогодних метелей. А что будет весной, когда снег растает? Кто придет к танку? Богатый коллекционер из-за далеких морей? Или его оплетут жадные шланги автогенов? Или мы, граждане Сахалина, придем выручать танк из плена забвенья?

Пока танк охраняют непролазные сугробы, самое время подумать, как спасти бесценную реликвию. Место, где она стоит, мы готовы указать.

фото Андрей Иванушкин,

текст Владимир Грышук, 2011 г.