Недавно мы слышали как Господь совершил очередное чудо – исцелил расслабленного человека, расслабленного жилами, которого к нему принесли на одре четыре его друга. В разных Евангелиях об этом более менее подробно рассказывается. В этот раз про друзей ничего не говорится, хотя они много потрудились: и крышу раскрыли кровли дома, и спустили на веревках к ногам Спасителя. Но в Евангелии от Матфея на другом было немножко сконцентрировано: на возмущении фарисеев, на том кто может прощать грехи. Господь говорит: «Что проще: сказать прощаются тебе грехи или сказать возьми постель твою и ходи?». Конечно, проще сказать то, что не видно – ну как бы никто ж не видит, прощаются грехи, не прощаются. Он говорит: «Чтоб вы знали, что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи, тебе говорю: «встань, возьми постель твою и ходи.»» И расслабленный парализованный человек встал, взял свой одр и ходил с ним перед людьми так, что многие этому весьма удивлялись.
Но… Все таки исцеление это произошло по вере его друзей, так и сказано в Еванглии. По вере вашей прощаются ему его грехи. Когда-то была такая история, что на одного расслабленного приходилось четыре здоровых друга. Наверное, было прекрасное время, когда человека могли его друзья принести ко Христу. И он получал исцеление и душевное, и телесное. Но энтропия греха, разрушение и расслабление этого мира с каждым веком становится больше. Когда-то на одного расслабленного приходился один здоровый человек. Когда в двенадцатом веке римский император Конрад третий осадил в Германии один город. Утомленный от осады, он приказал женщинам оставить этот город. И они могли бы взять все самое ценное, что для них, но только то, что могли они унести. И когда открылись ворота этого осажденного изможденного города, император увидел ужасную и величественную картину. Из ворот выходили женщины и каждая на себе несла самое дорогое, что у нее было: своего раненного ослабленного защитника города, своего мужа. Впереди всех шла герцогиня этого города, неся своего супруга. Когда-то была такая история, когда один здоровый мог нести одного расслабленного. Но сейчас на одного здорового человека приходится с десяток расслабленных людей, не способных ни стоять, ни сидеть, ни идти, которые лежат в расслаблении.
Ну каждый может просто на свою семью посмотреть вокруг на своих родителей или детей, мужей, жен. Кто из них хоть когда-нибудь какое-то движение делает навстречу Христу? Потому что в этом самая главная сила человека. Человек – это тот, кто ищет вечности с Богом. Если человек этого не ищет, то это мертвая душа. Тело его еще шевелится, но дух его мертв. Потому что жизнь духу дает только связь с Господом Иисусом Христом. И вот сейчас вокруг огромное количество расслабленных людей. И очень немного людей, которые способны сами идти, способны немножко поддерживать тех, кто рядом. На одного священника, на одного духовника приходится несколько сот людей, которые хотя бы хоть как-то проявляют свое желание жить жизнью духовной. Это великое сокровище, если человек в жизни обретает духовную связь с каким-либо пастырем, с каким-либо духовным отцом. Это неимоверно драгоценный подарок, если в этом мире, в этом очень холодном и равнодушном мире есть хоть один человек, который за тебя молится. Не за денежку, не просто по потребе, когда мы пишем записочки, когда, конечно, по обязанностям, по совершению треб. Каждый священник он совершает служение, он молится ежедневно за сотни и сотни людей. Но это необходимость служения. Но великая ценность, когда за тебя могут помолиться просто по родству душ. Потому что о тебе у кого-то в этом мире болит душа. Если человек обретает это сокровище, то всегда в его жизни будет якорь, который сможет его сохранить от бури и шторма.
Очень важно, чтоб у каждого человека был тот, кто сможет сказать ему правду о нем самом. «Горе вам, если все про вас говорят только хорошее»,- сказал Христос. Горе, если человек хорош для всех. Значит он просто человекоугодник, значит он просто под каждого подстраивается. А те в ответ льют ему в уши сладкий сироп, что он на свете всех милее, всех румяней и белее. Это ложь. Потому что каждый человек имеет огромную кучу недостатков и немощей, которые ему необходимо исправить за время земного пути. И хорошо если есть у тебя человек, который может тебе без лицеприятия сказать правду о тебе самом. Когда ты знаешь, что ты все таки не прав в этой ситуации. Ты согрешил. Если ты можешь это принять это с миром в сердце и с благодарностью, значит у тебя есть шанс исправиться. Если ты не способен слышать правду, если это тебя сразу вводит в ступор и ты обижаешься, разрываешь отношения. Как он мог это сказать! Или начинаешь сразу оправдываться: да нет, я не такой, я не это хотел. Ну значит это огромная опасность. Состояние, которое называется прелестью. Когда человек не терпит никаких замечаний и никакой критики. Это духовная болезнь, которая не лечится никакими человеческими средствами. Гордость может быть излечима только Богом, но так – об колено каких-то тяжелейших жизненных обстоятельств.
Но великое сокровище – духовник – хоть и должен быть по закону у каждого человека, но не каждому человеку он нужен. Потому что проводник нужен только тому, кто собирается идти в горы. Кормчий нужен только тому, кто собирается переплыть море или океан. Тот, кто всю жизнь собрался сидеть на берегу и не готов сделать шаг вверх, не готов рискнуть, не готов стать на путь труда и подвига – ему ни к чему это сокровище. Потому что это будет бесполезно. Зачем ему говорить какие-то вещи, если он вечно стоящий на одном месте человек. Духовник нужен только тому, кто готов идти к вершине, кто готов искать Царствия Божия прежде всего и правды Его. И это тоже особое состояние души. Очень часто расслабление выражается в том, что человек достигает какого-то псевдодуховного состояния, когда вроде бы у него все настроено. И на этом успокаивается – мне большего не надо.
Апостол Павел говорит: "Тако тецыте, да постигнете" (1 Кор.9:24). Как на соревновании бегите, чтобы достигнуть финиша первым, не оборачиваясь назад. Бегите, не останавливайтесь. Духовная жизнь – это постоянное движение вперед и вверх. Чтобы найти это сокровище необходимо горячее желание, желание духовной жизни и огромное послушание. Потому что духовник это не тот, кто ласкает твой слух. Духовник, это тот, через которого Бог открывает тебе волю Божию. И по-разному могут складываться отношения с духовником. Милостью Божией у меня, наверное, лет 27 уже как есть духовник. И когда… Ну я так, это знаете бывает любовь с первого взгляда, первое знакомство. И может быть, по простоте по юношеской, по какому-то внутреннему извещению, я увидел и спросил. А он увидел и согласился. И, несмотря на то, что у нас нет такого еженедельного, ежемесячного общения. А иногда были периоды, когда в течение нескольких лет мы не общались. Но я всегда знал, что есть на свете человек, который за меня молится. И который всегда скажет Божию правду обо мне самом. И всякий раз, когда я с верой и с готовностью послушания вопрошал совета, всегда через него Бог мне говорил. И это помогало не потеряться на этом пути, это помогало устоять, это помогало преодолеть любой жизненный шторм.
У святых отцов есть такая мысль: «Нет другого падения для монаха (как и для всякого христианина) чем следовать своей воле». Любое падение оно совершается исключительно, когда человек поступает по своей воле. Если у человека есть духовник, у него всегда есть возможность свериться с Божией волей. Потому что через послушание духовнику Господь открывает свою волю. И потому греческие отцы они имеют такую дерзновенную мысль, что «лучше поссориться с Богом, чем поссориться с духовником». Если ты поссоришься с Богом, то духовник тебя сможет с ним примирить. Но если ты поссоришься с духовником, то никто тебя примирить с Богом не сможет. И любые падения… Вот мы сейчас проживаем истории разных отпадений от Бога, от Церкви людей, которые казалось бы достигли духовных вершин. Но я так думаю, что любые отпадения от Церкви всегда происходят потому, что или теряется связь с духовником и послушание ему, или человек и не имел никогда духовного руководства и окормления. Поэтому если у вас в жизни появился человек, к которому вы обращаетесь как «отец духовный», то берегите и дорожите этим сокровищем. Это исключительный дар, который имеют очень и очень немногие. И только те, которые искренне хотят достигнуть вершины в духовной жизни. Берегите и старайтесь жить в послушании Богу через своих духовников.
Дорогие читатели! Вот уже 7 лет являюсь настоятелем восстанавливаемого Успенского Собора в Екатеринбурге. Ему 180 лет, памятник архитектуры областного значения, построенный в стиле классицизма. Был разрушен в советские годы, и теперь мы всем миром его строим. Буду рад вашим молитвам и поддержке Успенского Собора и проектов Службы Милосердия. Звоните и пишите 8-908-923-05-04 (доступен WhatsApp) или на электронный адрес: info@soborviz.ru Буду очень рад!
Протоиерей Евгений Попиченко, настоятель Собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Екатеринбурге, руководитель Православной службы милосердия Екатеринбургской епархии.