Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм и неумение делать выбор.

Познакомившись с диспраксией, я попробовала проверить предположение о присутствии у сына неумения пробовать новое.

И столкнулась с интересным явлением.

Эксперимент с необходимостью самостоятельно придумать раскраску узора продемонстрировал, что он может придумать вариант раскраски, но не может выбрать цвета.

Как только перед ним ложатся карандаши, он способен придумывать рисунок.

А просто достать из коробки любые два карандаша, не может.

Ээээ…

Первый раз я подумала, что это случайность, и он просто не понял инструкцию.

Но нет, на второй день сын выбрал точно те же карандаши, что и в первый раз и раскрасил в той же последовательности.

В третий день я убрала карандаши, которые он уже использовал.

И сын завис.

Не могу, говорит.

Я протягиваю ему горку карандашей и предлагаю закрыть глаза и ткнуть пальцем. Он это сделал и очень обрадовался.

Четвёртый день. Сын целенаправленно выбрал последовательность цветов из радуги.

На пятый день опять собрался выбирать те же цвета.

Ээээ… Я убрала их. И предложила выбрать другие.

Сын нервно схватил первые попавшиеся.

Шестой день.

Сын на предложение выбрать цвета сказал: Я не могу выбрать карандаши.

Оооо. Это интересно.

То есть за шесть дней мы пришли к тому, что он смог озвучить своё неумение и проблему.

А я смогла показать, как её решать.

История ещё не закончина.

Почему я так подробно описала эту последовательность событий?

Потому что, если бы мне кто-то сказал, что он испытывает трудности при выборе, я бы не поверила.

Так как он отлично справляется с выбором еды и одежды. Может выбрать книги, которые хочет почитать.

Как мне казалось.

Но я провела ещё один эксперимент.

Каждый день сын смотрит с одним из родителей мультик.

И на совместный просмотр мы берём две игрушки: панду и кота.

Уже давно.

Помню, что попытки взять кого-то другого всегда вызывали какой-то негатив.

Но так как это не очень важно, а он же аутист, то я объяснила себе это как любовь к стабильности.

А на днях решила узнать, может ли сын выбрать другую игрушку.

И оказалось, что не может.

Первый день.

Предлагаю взять кого-нибудь ещё.

Сын нервно заявляет: НЕЕЕЕТ.

Второй день.

Я беру лошадь и говорю, что лошадь тоже хочет посмотреть мультик.

Сын с лёгким возбуждением весь мультик посматривал на лошадь. Но не более.

Третий день.

Спрашиваю, кого возьмём смотреть мультик.

Сын говорит: лошадь.

Я говорю, лошадь уже смотрела мультики. Давай, кого-нибудь другого.

Жду ответа. Сын смотрит на гору своих игрушек. Не кричит. Молчит.

Предлагаю взять дракона.

Соглашается, берёт и несёт смотреть мультик.

Четвёртый день.

Спрашиваю, кого возьмём смотреть мультик?

И о чудо! Сын берёт другую игрушку и несёт смотреть мультик.

Всё, проблема решена.

С лёгкостью выбирает, даже когда делает это не со мной.

Повторюсь, это выглядит как несущественные проблемы.

Но мне кажется, неумение делать выбор, особенно такое скрытое, это всё же проблема.

Возможно, из-за этого неумения сын пережил не мало тяжёлых моментов. Потому что сам не понимал, что с ним происходит, и не мог объяснить нам. И как следствие — истерики.

Как видно из занятий с рисованием, он только на шестой день смог озвучить, что не может выбрать карандаши. Раньше же он просто отказывался.

И опять же выглядит этот отказ как нежелание рисовать.

А это не так.

Надеюсь, кому-то тоже помогут мои наблюдения посмотреть на своего ребёнка с этой точки зрения.

Удачи вам и терпения!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц