Познакомившись с диспраксией, я попробовала проверить предположение о присутствии у сына неумения пробовать новое.
И столкнулась с интересным явлением.
Эксперимент с необходимостью самостоятельно придумать раскраску узора продемонстрировал, что он может придумать вариант раскраски, но не может выбрать цвета.
Как только перед ним ложатся карандаши, он способен придумывать рисунок.
А просто достать из коробки любые два карандаша, не может.
Ээээ…
Первый раз я подумала, что это случайность, и он просто не понял инструкцию.
Но нет, на второй день сын выбрал точно те же карандаши, что и в первый раз и раскрасил в той же последовательности.
В третий день я убрала карандаши, которые он уже использовал.
И сын завис.
Не могу, говорит.
Я протягиваю ему горку карандашей и предлагаю закрыть глаза и ткнуть пальцем. Он это сделал и очень обрадовался.
Четвёртый день. Сын целенаправленно выбрал последовательность цветов из радуги.
На пятый день опять собрался выбирать те же цвета.
Ээээ… Я убрала их. И предложила выбрать другие.
Сын нервно схватил первые попавшиеся.
Шестой день.
Сын на предложение выбрать цвета сказал: Я не могу выбрать карандаши.
Оооо. Это интересно.
То есть за шесть дней мы пришли к тому, что он смог озвучить своё неумение и проблему.
А я смогла показать, как её решать.
История ещё не закончина.
Почему я так подробно описала эту последовательность событий?
Потому что, если бы мне кто-то сказал, что он испытывает трудности при выборе, я бы не поверила.
Так как он отлично справляется с выбором еды и одежды. Может выбрать книги, которые хочет почитать.
Как мне казалось.
Но я провела ещё один эксперимент.
Каждый день сын смотрит с одним из родителей мультик.
И на совместный просмотр мы берём две игрушки: панду и кота.
Уже давно.
Помню, что попытки взять кого-то другого всегда вызывали какой-то негатив.
Но так как это не очень важно, а он же аутист, то я объяснила себе это как любовь к стабильности.
А на днях решила узнать, может ли сын выбрать другую игрушку.
И оказалось, что не может.
Первый день.
Предлагаю взять кого-нибудь ещё.
Сын нервно заявляет: НЕЕЕЕТ.
Второй день.
Я беру лошадь и говорю, что лошадь тоже хочет посмотреть мультик.
Сын с лёгким возбуждением весь мультик посматривал на лошадь. Но не более.
Третий день.
Спрашиваю, кого возьмём смотреть мультик.
Сын говорит: лошадь.
Я говорю, лошадь уже смотрела мультики. Давай, кого-нибудь другого.
Жду ответа. Сын смотрит на гору своих игрушек. Не кричит. Молчит.
Предлагаю взять дракона.
Соглашается, берёт и несёт смотреть мультик.
Четвёртый день.
Спрашиваю, кого возьмём смотреть мультик?
И о чудо! Сын берёт другую игрушку и несёт смотреть мультик.
Всё, проблема решена.
С лёгкостью выбирает, даже когда делает это не со мной.
Повторюсь, это выглядит как несущественные проблемы.
Но мне кажется, неумение делать выбор, особенно такое скрытое, это всё же проблема.
Возможно, из-за этого неумения сын пережил не мало тяжёлых моментов. Потому что сам не понимал, что с ним происходит, и не мог объяснить нам. И как следствие — истерики.
Как видно из занятий с рисованием, он только на шестой день смог озвучить, что не может выбрать карандаши. Раньше же он просто отказывался.
И опять же выглядит этот отказ как нежелание рисовать.
А это не так.
Надеюсь, кому-то тоже помогут мои наблюдения посмотреть на своего ребёнка с этой точки зрения.
Удачи вам и терпения!