Найти тему
Молодость в сапогах

По приговору Военного трибунала...

Военное время требует ускоренной и упрощенной формы правосудия, известной как военно-полевые суды. Было это в той или иной форме у всех воюющих сторон.

В СССР Президиум Верховного Совета 22 июня 1941 года издал следующий указ:

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЕННЫХ ТРИБУНАЛАХ

В МЕСТНОСТЯХ, ОБЪЯВЛЕННЫХ НА ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ,

И В РАЙОНАХ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ.

1. Утвердить Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий.

2. Предусмотренный ст. ст. 11 и 12 указанного Положения порядок рассмотрения дел военными трибуналами в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий вводится в действие совместным приказом Народного Комиссара Юстиции Союза ССР и Народного Комиссара Обороны Союза ССР с разрешения Совета Народных Комиссаров Союза ССР.

Далее идет собственно текст Положения.

В частности Пункт 1. Положения определяет организацию Военных Трибуналов (далее по тексту ВТ) : а) при военных округах, фронтах и морских флотах; б) при армиях, корпусах, иных воинских соединениях и военизированных учреждениях.

Линейные суды железнодорожного и водного транспорта реорганизуются Народным Комиссариатом Юстиции Союза ССР в военные трибуналы соответствующих железных дорог и водных путей сообщения.

На практике дивизионные ВТ разбирали дела по обвинению лиц до командира роты включительно и приравненных к ним по должности. Командира батальона мог судить уже только ВТ при корпусе и так далее. Трибуналы рассматривали дела в составе трех постоянных членов (плюс секретарь) и наибольшую загрузку имели как раз на дивизионном уровне.

Штат 04/637. Дивизионный военный трибунал.  Архив: ЦАМО, Фонд: 1553, Опись: 1, Дело: 1, Лист начала документа в деле: 33.
Штат 04/637. Дивизионный военный трибунал. Архив: ЦАМО, Фонд: 1553, Опись: 1, Дело: 1, Лист начала документа в деле: 33.
Открытое заседание Военного Трибунала. Обычно так судили военных преступников и пособников оккупантов - при большом скоплении народа.  Для получения наибольшего воспитательного эффекта дела часто рассматривали в присутствии сослуживцев подсудимого в той же части - "выездная сессия ВТ".
Открытое заседание Военного Трибунала. Обычно так судили военных преступников и пособников оккупантов - при большом скоплении народа. Для получения наибольшего воспитательного эффекта дела часто рассматривали в присутствии сослуживцев подсудимого в той же части - "выездная сессия ВТ".

У некоторых читателей почему-то сформировалась ассоциация "ВТ = произвол". Это далеко не так. И если самострельщикам и дезертирам действительно ничего хорошего от суда ждать не приходилось, то менее очевидные обвинения Трибуналы именно разбирали, а не отправляли к стенке автоматом. Кроме того, согласно ст. 16 Положения "О каждом приговоре, присуждающем к высшей мере наказания (расстрел), военный трибунал немедленно сообщает по телеграфу Председателю Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР и Главному Военному Прокурору Красной Армии, и Главному Прокурору Военно-Морского Флота Союза ССР по принадлежности."

В части подсудности Положение ссылается на ст. 27 УПК РСФСР, согласно которой

"Ведению военных трибуналов подлежат все дела: а) о воинских преступлениях, предусмотренных ст. ст. 200 - 214 и о преступлениях, совершенных военнослужащими, предусмотренных ст. ст. 57 - 73, 76, 105 - 117, 2 ч. 97 и 180 п. з, б) о преступлениях совершенных не военнослужащими, предусмотренных ст. ст. 66, 81д, 130 и 180 п. з, если таковые преступления непосредственно угрожали крепости и мощи Красной Армии и в) все дела о преступлениях, совершенных кем-бы то ни было, в районах, где нет иных судов, кроме военных трибуналов."

А также на ст. 7 Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР от 22 июня 1941 года "О военном положении", согласно которой "в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передаются на рассмотрение военных трибуналов".

Полностью текст статьи читатель может найти самостоятельно, мы же ограничены форматом данного ресурса, так что просто укажем списком - это: дела о государственных преступлениях; дела о преступлениях, предусмотренных Законом от 7 августа 1932 года об охране общественной (социалистической) собственности; все дела о преступлениях, совершенных военнослужащими; дела о разбое; дела об умышленных убийствах ; дела о насильственном освобождении из домов заключения и из-под стражи ; дела об уклонении от исполнения всеобщей воинской обязанности и о сопротивлении представителям власти; дела о незаконной покупке, продаже и хранении оружия, а также о хищении оружия .

"Кроме того, военным властям предоставляется право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о спекуляции, злостном хулиганстве и иных преступлениях, предусмотренных Уголовными Кодексами союзных республик, если командование признает это необходимым по обстоятельствам военного положения ."

Расследуемые Народным комиссариатом внутренних дел Союза ССР и его местными органами дела об измене родине, о шпионаже, терроре, взрывах, поджогах и иных видах диверсий подлежали рассмотрению военной коллегии Верховного суда Союза ССР и военных трибуналов округов по подсудности еще с 1934 года (определено Постановлением ЦИК СССР от 10.07.1934 г.).

Проще говоря, в военное время Военный Трибунал мог рассматривать практически любые уголовные дела - от краж и хулиганства до диверсий и бандитизма, причем совершенные не только военнослужащими или в отношении военнослужащих, но и гражданскими лицами, на территориях, где объявлено военное положение.

Дикие фантазии нынешних "писателей" о ВТ лежат далеко за гранью разумного. Почитав "творчество" на Дзене, автор просто ужаснулся - чего стоит один только перл о приведение в исполнение приговоров ВТ сотрудниками "Смерша"... Радует лишь одно - на 1800 просмотров этой мути было только три "лайка".

Да, приговоры ВТ обжалованию не подлежали, однако могли быть отменены в порядке надзора. Кроме того, Военные Советы фронтов и армий, а также командующие Армиями и округами (флотами и флотилиями) имели право приостанавливать исполнение приговора ВТ на срок до 72 часов, в течение которого высшая инстанция должна была либо утвердить, либо отменить приговор. В случае неполучения за 72 часа с момента вручения адресату (Председателю Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР и Главному Военному Прокурору Красной Армии, и Главному Прокурору Военно-Морского Флота Союза ССР по принадлежности) ответа по телеграфу, приговор ВТ должен был приведен в исполнение.

Абсолютно ошибочно полагать, будто ВТ выносили исключительно смертные приговоры. Отнюдь! Они и оправдательные выносили, а также выносили определения об освобождении от отбывания наказания. И, даже вынося решение о виновности, далеко не всегда использовали "высшую меру".

Давайте посмотрим реальные документы ВТ и убедимся.

1) Некий красноармеец-шофер автовзвода штаба 2-й Гв.Армии с характерной фамилией Членов предстал перед Трибуналом 15 января 1943. В ходе подготовительного заседания ВТ постановил, что в действиях Членова состав уголовного преступления отсутствует. Вызывает сомнения сама формулировка с позиции современной юриспруденции, но таки факт на лицо - раздолбай Членов отделался легким испугом и дисциплинарным взысканием.

Архив: ЦАМО, Фонд: 303, Опись: 4005, Дело: 310, Лист начала документа в деле: 74 Авторы документа: 2 гв. А, судебный секретарь Козлов.
Описывает боевую операцию: Наступление войск Южного фронта на Ростов. 1.1-18.2.43 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 303, Опись: 4005, Дело: 310, Лист начала документа в деле: 74 Авторы документа: 2 гв. А, судебный секретарь Козлов. Описывает боевую операцию: Наступление войск Южного фронта на Ростов. 1.1-18.2.43 г.

Сопроводительная записка с указанием на определение ВТ 10-й Армии об освобождении воентехника 2-го ранга Визольмирского от назначенной ему меры наказания.

Возможно, речь идет об освобождении от отбывания наказания военнослужащего, которому срок дали с отсрочкой исполнения  в порядке Прим.2 к 28 ст. УК, допускающему такой вариант для проявивших себя "стойким защитником социалистического Отечества" на усмотрение вынесшей приговор инстанции.
Возможно, речь идет об освобождении от отбывания наказания военнослужащего, которому срок дали с отсрочкой исполнения в порядке Прим.2 к 28 ст. УК, допускающему такой вариант для проявивших себя "стойким защитником социалистического Отечества" на усмотрение вынесшей приговор инстанции.

Далее вниманию читателей предлагается копия приговора выездной сессии Военного Трибунала 4-й Ударной Армии, который в ходе ОТКРЫТОГО судебного заседания осудил самострельщика на 10 лет, сочтя допустимым не применять к нему высшую меру, и тут же отсрочив исполнение приговора в порядке уже упомянутого Прим. 2 к статье 28 УК РСФСР. Воспитательно-профилактическая работа ВТ всегда была не менее значимой, чем "неотвратимое возмездие", чтобы там не говорили. В архиве автор встречал приказ командира дивизии о выделении для исполнения приговора по 15 самых недисциплинированных бойцов из каждого полка в сопровождении необходимого количества офицеров. Расстрел перед строем с оглашением приговора был суровым, но эффективным средством поддержания дисциплины и вразумления колеблющихся.

Прочие документы. № документа: 336, Дата создания документа: 07.04.1942 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 11195, Опись: 1, Дело: 2, Лист начала документа в деле: 48.
Прочие документы. № документа: 336, Дата создания документа: 07.04.1942 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 11195, Опись: 1, Дело: 2, Лист начала документа в деле: 48.

Открытые заседания ВТ практиковались и с другой целью. Так судили предателей Родны и пособников оккупантов. Здесь уже ключевую роль играла демонстрация неотвратимости возмездия для подобных персонажей, которая, в свою очередь, укрепляла веру советских граждан в окончательную победу над врагом, позволяла выплеснуть накопившуюся боль и ненависть на конкретных виновников, увидеть их искаженные страхом лица.

Ленинград 1944 год. Открытый судебный процесс Военного Трибунала над изменником Родины Афанасьевым.
Ленинград 1944 год. Открытый судебный процесс Военного Трибунала над изменником Родины Афанасьевым.

Война имела и оборотную сторону - воровство в тыловых частях и учреждениях, мародерство, злоупотребления служебным положением...

Кем была рядовая Сосунова по должности, из нижеследующего протокола не ясно. Возможно санинструктор, возможно связист. Она присвоила вкладную книжку убитого заместителя командира 469 стрелкового полка и передала своей сестре, которая затем сняла вклад по фиктивной доверенности. Гуманное советское правосудие выдало юной мошеннице (1922 года рождения, исключена из Комсомола за указанное деяние, на фронте добровольно с 1943 года) всего два года ИТЛ.

Прочие документы. № документа: 39, Дата создания документа: 12.12.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 1380, Опись: 0000001, Дело: 0033, Лист начала документа в деле: 253
Авторы документа: 150 сд, капитан юстиции Рыбалко, лейтенант администр. службы Трофимова.
Прочие документы. № документа: 39, Дата создания документа: 12.12.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 1380, Опись: 0000001, Дело: 0033, Лист начала документа в деле: 253 Авторы документа: 150 сд, капитан юстиции Рыбалко, лейтенант администр. службы Трофимова.

Еще один эпизод - капитан осужден ВТ без лишения воинского звания. Далеко не все осужденные офицеры отправлялись в штрафные батальоны рядовыми. Возможность искупить вину своей службой в действующей армии (формально будучи осужденным с отсрочкой исполнения) также служила отличной наглядной агитацией и мощным стимулом.

Помощник командира полка по снабжению получил 7 лет ИТЛ по приговору ВТ с отсрочкой исполнения до окончания боевых действий (обычная практика). Причем он не лишен воинского звания, что позволяет ходатайствовать командиру полка об оставлении осужденного в той же части с понижением в должности на одну ступень - далее из текста следует, что осужденный капитан Фомин ранее занимал должность начальника административно-хозяйственной части 3-й Воздушной Армии, т.е. фактически перевод уже состоялся, но, видимо, возникли вопросы.

-9

Многое зависело от военного прокурора и позиции командира дивизии и т.п. - ВТ имел право рассмотреть дело через 24 часа после вручения обвинительного заключения. Ниже как раз рапорт командира дивизии командиру корпуса о несогласии с обвинительным заключением, составленным "без выяснения деталей, побудивших к отходу".

Архив: ЦАМО, Фонд: 821, Опись: 1, Дело: 128, Лист начала документа в деле: 63 Авторы документа: 19 сд, гв. полковник Палаткин.
Архив: ЦАМО, Фонд: 821, Опись: 1, Дело: 128, Лист начала документа в деле: 63 Авторы документа: 19 сд, гв. полковник Палаткин.

Среди всей массы дел, рассматриваемых Военными Трибуналами особо выделялись случаи членовредительства, известные в народе как "самострел". В большинстве случаев виновного ждала ВМН - высшая мера наказания.

Безжалостен был Трибунал и к добровольным агитаторам "за немцев", которые таки были, увы. Ниже материал лета 1941 года - два дезертира агитируют бойцов сказками про то, что "немцы кормят пленных белыми булками и дают пить ром". Приговор - ВМН. Приведен в исполнение.

Прочие документы. № документа: 44, Дата создания документа: 16.07.1941 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 3041, Опись: 0000001, Дело: 0002, Лист начала документа в деле: 51
Авторы документа: ВТ 24 мк.
Прочие документы. № документа: 44, Дата создания документа: 16.07.1941 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 3041, Опись: 0000001, Дело: 0002, Лист начала документа в деле: 51 Авторы документа: ВТ 24 мк.

Но наиболее полное представление о работе ВТ даст вот такой документ:

Отчетный доклад о работе Военного Трибунала 8 гв. ск

Описывает период с 01.03.1943 по 31.03.1943 г. Доклады. Дата создания документа: 04.04.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 825, Опись: 0000001, Дело: 0410, Лист начала документа в деле: 25
Авторы документа: 8 гв. ск, гв. подполковник юстиции Алехин.

Первый лист Отчета. Полностью документ доступен по ссылке (синий шрифт).
Первый лист Отчета. Полностью документ доступен по ссылке (синий шрифт).

За март рассмотрено 30 дел, по которым осудили 31 человека - большинство рядовые и младший начсостав, но есть двое среднего начсостава. Со всей партийной прямотой автор отчета отмечает большой процент кандидатов в ВКП(б) и членов Комсомола среди осужденных - практически половина. Данное обстоятельство объясняется по версии ВТ молодостью проявивших "трусость и малодушие" (преимущественно 1924 года рождения) и, само собой, слабой политико-воспитательной работой.

Большинство осужденных Трибуналом имело отношение к 128-й ОСБ. Причина не вполне понятна - либо эта бригада действительно какая-то "неправильная", либо командир не справляется со своими обязанностями, либо трибунал излишне рьяный - прямо указано на полное взаимопонимание между Трибуналами и командованием в корпусе, за исключением все той же 128-й ОСБ, где председатель Трибунала подал рапорт о переводе из-за "неправильного отношения к нему командира бригады подполковника Ларина".

Теперь статистика по строгости наказания, именуемая в отчете "карательная практика" (будет еще статистика по освобождению от наказания!):

ВМН - 4 человека;

10 лет ИТЛ - 19 человек, из которых только ОДИН получил реальный срок по ст. 58-10, остальные в порядке Прим.2 к ст. 28 УК РСФСР имеют отсрочку в исполнении до окончания боевых действий (в большинстве своем такие осужденные от отсидки освобождались через некоторый период все тем же Трибуналом или гибли в боях);

от 5 до 10 лет ИТЛ - 6 человек, из них трое к реальным срокам по ст. 58-10.

Теперь ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ направление - "работа по освобождению от наказания и снятия судимости":

"За отчетный период Военными Трибуналами корпуса вынесено 9 определений об освобождении от наказания лиц, оправдавших себя в боях с противником и возбуждено 17 ходатайств перед Военным Советом Западного фронта о снятии судимости с ранее осужденных."

Указано, что некоторые из освобожденных находились в штрафных частях и геройски проявили себя в боях с фашистами, из чего следует, что, как минимум, НЕ ВСЕ искупали вину в штрафниках, при том что документ 1943 года, когда список оснований для направления в штрафные части был заметно расширен.

Подведем ИТОГ. Да, Военные Трибуналы реализовывали карающую функцию. Но главным в их работе было не расстрелять максимальное количество виновных и не виновных в назидание другим и даже не отправить "в лагеря" - нужно было дать возможность оступившимся вернуться в строй с чистой совестью и биографией, вычистить из рядов явных предателей и трусов, а разного рода "неустойчивый элемент" принудить выполнять свои воинские обязанности под страхом неизбежной кары, если уж другие мотивы не действуют.

Трибуналы судили ПО ЗАКОНУ, каким он был на тот момент. Да, рассмотрение дела в минимальные сроки считалось хорошим показателем работы - 30 дел в месяц всеми Трибуналами корпуса (см отчет выше), большинство дел рассмотрено за два дня. Так война шла, некогда было сокрушаться о "правах человека".

Далеко не всегда Трибунал, принимая во внимание безупречную биографию осужденного, давал "второй шанс" самострельщику, трусу и дезертиру - часто судили "по всей строгости", тут многое зависело от личной позиции председателя трибунала и обстановки на данном участке фронта. Например, своей строгостью выделяется Военный Трибунал 1-го Гв. кавкорпуса - во всяком случае по сохранившимся документам.

Продолжение следует. Мы расскажем о работе Военных Трибуналов в 1941 году.