Что объединяет все эти три слова? Три названия праздников Перехода из одного времени - в другое? Это праздники первого урожая, первого осеннего ветерка.
Интересно рассмотреть его психологическую подоплеку - то важное терапевтическое, что не теряет актуальности из глубины веков до наших дней.
1 августа - еще лето - живи и радуйся, пой и пляши!
Но осень уже близка.
Мы еще не видим ее - но острый слух улавливает не журчание молодой листвы - а звон созревших плодов. А чуткий нюх наслаждается сладким запахом урожая, прелой травы и пьянящего медового и яблочного духа.
С плодами приходит два состояния: великий труд и великий пир.
В это время древней общине важно было запастись урожаем на всю зиму вперед. Психологически это означает: строй планы, намечай цели и достигай их: здесь и сейчас.
- Работай здесь и сейчас - чтобы обеспечить себе сытую зиму
- Суши, консервируй (не только маринадами и соленьями, древние способы консервации это ферментация и квасы)
- Выбрасывай и отказывайся от того, что тебе мешает
- Чини и латай то, что осенью и зимой может стать проблемой (домашние ремонты, зимняя одежда и обувь итд).
В целом, Спасы открывают период для того времени, когда нужно БРАТЬ и ДЕЛАТЬ. Нет времени ДУМАТЬ об ушедшем (этим мы занимались в Самайн), нет времени мечтать и строить удивительные и волшебные мечты (это мы делали в Йоль), нет времени откладывать, размышлять и взвешивать - все это мы делали на Имболк. Сейчас пришла пора реальных действий.
На праздник Луга, Ламмас, важно было
- Посмотреть на прошедшие полгода и "прибраться" в своем мире: разорвать те обещания богам, которые вы не успеете выполнить.
- Заключить новые договоры с богами, те, которые вы успеете выполнить, исходя из своих ресурсов, за будущие полгода.
- Создать обережье на предстоящие полгода: набраться сил, солнца и даров лета (трав, плодов, энергии действия).
Год начинает идти на убыль в период Солнцестояния.
Половина года пройдена: Бог родился, Богиня выкормила его, а затем Он подрос и стал ее Женихом - на Бельтайн. В Литу они обрели семейное счастье, а на Ламмас - у них появились дети, плоды и урожай.
И именно в период первого урожая в мифологический сюжет входит новый персонаж - Жнец и Жертва.
Ламмас — это праздник урожая и Матери хлеба, но одновременно это и праздник Бога хлеба, чья жизнь приносится в жертву во время жатвы. Богиня пребывает вечно, созревая, старясь и засыпая на зиму, чтобы омолодиться и вновь стать Девой, или спускаясь живой в Подземный мир, чтобы найти своего умершего возлюбленного супруга, в то время как бог должен умереть, чтобы возродиться вновь.
Поэтому Ламмас - это праздник Жертвы. Бог сам становится жертвой для своих детей, чтобы прокормить их, дать своим детям возможность продолжать жизнь.
Как бы жестоко это не звучало, но мечты, фантазии, баснословные и волшебные, рожденные вместе с Богом в период Йоля, к Ламмасу погибают.
Мы трезвым взглядом ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС оцениваем: что успеваем сделать, а от чего пора отказаться. И в период Жатвы мы избавляемся от того, что не сможет сбыться - и оставляем в жизни то, что успеем и точно будем заканчивать до Нового года.
Поскольку Ламмас - это сакральный период, время, когда пелена между мирами становится особенно тонкой, о смысле праздника и его глубинной сути можно говорить очень долго.
Мне же хотелось дать вам немного информации - и для того, чтобы попробовать проникнуться духом праздника, и - чтобы понимать, как он действует психологически.
Кстати, вам было бы интересно узнать, почему Праздники и Ритуалы действительно работают?