Вернемся в Европу. Многовековая эллинская культура приходила в упадок. Христианство медленно, но уверенно занимало умы граждан великой римской империи. В 313 году новый император Константин принял христианство и начал строить второй Рим - великую Византийскую империю. Постепенно новая религия была объявлена единственной, а все другие причислены к язычеству. Как и положено в истории, агрессивные фанатики начали с погромов оплотов старой веры. Фанатизм - это зло и христианский здесь не исключение. Первыми под горячую руку попали статуи, дальше в экстазе безнаказанности сгорели многовековые труды Александрийской библиотеки. Приверженцы старой веры подвергались репрессиям. Красота человеческого тела попала под жесткий запрет. Мы даже не можем представить масштабов утраченных шедевров скульптуры, книг и знаний. Европа встала на путь регресса и мы потеряли накопленные знания в медицине, математике, астрономии. Меньше пострадала философия, но это тоже не достоверные данные. В на протяжении V - VI веков сформировался канон, на основании которого стали изображать нового бога. На 1000 лет (задумайтесь над этой цифрой) искусство было отброшено от уже достигнутых форм. После трехмерной (круглой) скульптуры мы видим вырезанные из дерева смешные по мастерству изображения на библейские темы. После фаюмских объемных портретов II века - плоские примитивные изображения богоматери. В условиях жесточайшей цензуры художники, потерявшие навыки прошлого могут изображать красоту женского тела только в образах Евы. Запрещено препарировать и изучать человеческое тело и мы видим отсутствие пропорций в лишенных мышечной массы телах Иисуса, а ведь всего пару тысяч лет назад это все было уже отражено в искусстве древнеегипетской скульптуры и достигло пика в Римской империи. Человечество благодарно образованным людям, которые прятали и закапывали античные статуи. Благодарно Везувию, который скрыл под слоем пепла замечательные города Помпею и Геркуланум. Благодаря ему мы можем знакомиться с прошлым из первых рук.
Природа не терпит пустоты. За тысячу лет мы стали создавать монументальные соборы, изысканную церковную утварь и научились иллюстрировать книги, но живопись и скульптура возрождалась из пепла очень медленно.
Сегодня об упадке. О возрождении завтра.