Найти тему
В тени Креста

"О дне же том, или часе, никто не знает..."

Gustave Dore, "The Triumph of Christianity over Paganism", фрагмент
Gustave Dore, "The Triumph of Christianity over Paganism", фрагмент

"О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец."

Мк. 13:32

Наиболее распространённое объяснение: Христос, все-таки, знал, но скрыл это знание от учеников, т.к. оно "не полезно" для людей. Этой точки зрения придерживались многие Отцы, в той или иной формулировке.

Действительно, мысль о незнании Сына может показаться кощунственной. Но так ли это? И разве не кощунственно предположение, что Господь солгал?

Мы верим, что концу времен будут предшествовать события, зависящие от людей (всемирная проповедь Евангелия, нравственная деградация, приход антихриста итд). Человек же - существо свободное, жизнь которого не предопределена. Каждую секунду мы участвуем в формировании нашего будущего. Вариантов развития событий - бесчисленное множество и, соответственно, есть бесчисленное множество возможных "дат" Второго Пришествия. По сути, Второе Пришествие будет ответом Бога на готовность человечества. Для надвременного Бога каждая из этих дат - "сейчас". Т.е. Бог, конечно, знает "дату" Второго Пришествия, каждую дату из миллиардов.

Иисус Христос, вочеловечившись, был ограничен временем и пространством, так же, как и мы. Господь жил и действовал во времени, находился "внутри" него и потому, по человечеству, не видел всего многообразия вариантов развития событий в мире, для каждого из которых время "готовности" человечества будет разным. Т.е. в тот момент Христос, действительно, не знал.

Интересно, что незадолго до вознесения ученики спрашивают воскресшего Спасителя: "не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?", на что Христос отвечает им: "не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти" (Деян.1.7)

После Воскресения Христос уже не является рабом нашей системы координат, Он снова в Вечности, Он не ограничен ни временем, ни пространством (например, Он мог мгновенно оказаться в любом месте). И теперь, пребывая над временем (в т.ч. по человечеству), Он видит его так же, как и до вочеловечения, так же, как Отец. И потому уже не говорит "не знаю", но говорит "не ваше дело".

Восприятие Богочеловеком Иисусом Христом времени и пространства до и после Воскресения было принципиально разным.