"Евгений Онегин" - это совершенно особенная книга для меня. Первый раз я прочла ее в 8 лет, и была так восхищёна, что заучила несколько первых страниц наизусть.
Потом перечитывала подростком и возмущалась тем, что Татьяна не бросилась сломя голову за любимым. Потом читала во взрослом возрасте и понимала, почему не бросилась.
Я зачитывала дочке отрывки на память и ставила аудиозаписи на длинных колясочных прогулках.
Но недавно у меня случилась на работе трудовая повинность в помощь складу. Склад зашивался от неподъемного, чудовищного объема работы, и при этом жизненно важно было это работу выполнить как можно быстрее. На склад отправили в помощь сотрудников из разных отделов. В том числе и меня.
Руки очень быстро набрали скорость, мозг при монотонной работе включать не нужно. Поэтому можно было послушать аудио. Я боялась слишком отвлечься от работы и решила послушать что-то хорошо знакомое. И нашла в яндекс.музыке запись "Евгения Онегина" исполнении Смоктуновского.
И это был просто взрыв.
Я никогда не думала, что это можно ТАК прочитать. Во время отступлений в романе я словно сидела с автором за бокальчиком вина и милым трепом. Во время описаний природы я чувствовала носом морозный запах или сырость ноября, слышала скрип снега, по которому бежала во сне Татьяна. Я смотрела, как старушка приносит ей перо и бумагу, а она льет свою детскую страсть в письме.
Я едва сдержала слезы, когда так глупо и страшно ворвалась смерть в молодую и почти опереточную жизнь Ленского.
И я восхищалась силой воли и чувством собственного достоинства повзрослевшей Татьяны и ее мужеством и верностью не только мужу, но и самой себе.
И у меня дрожали руки, когда время подошло у четырем часам дня, а голос Смоктуновского читал последние строки.
Я - не гений, и даже не особо талантливый человек. Мне никогда не найти слов, чтобы описать, что это такое было. Но я просто скажу - найдите время и послушайте. В дороге, на прогулке, пока ужин готовите. Проживите несколько часов там, в тихой деревне, в блистательном Петербурге, возле тех людей, возле живого голоса Александра Сергеевича, который Иннокентий Смоктуновский сделал еще более живым, чем это вообще было возможно.