На этой неделе исполняется 45 лет Шарлиз Терон — одной из самых красивых и одаренных голливудских актрис последних 20 лет. Терон начинала, как и многие, с модельного бизнеса (посмотрите, например, фантастически стильную рекламу Martini из середины 90-х) и, как только оказалась в большом кино, долго пыталась найти себя и избавиться от амплуа роковой блондинки.
В честь юбилея большой актрисы кинокритик и автор канала «Кроненберг нефильтрованный» Андрей Загудаев выбрал семь лучших ролей Терон, которые случились в ее богатой карьере.
«Адвокат дьявола» (1997)
Несмотря на то, что в мистическом судебном триллере конца 90-х главные роли играют мужчины — находящийся тогда на пике карьеры Киану Ривз, а также всегда великий Аль Пачино, — героиня, сыгранная Терон, выполняет важнейшую роль в актерской композиции фильма. Именно Мэри Энн олицетворяет тут сразу и увядающую любовь, и нестерпимое одиночество, и рушащийся брак.
Пока ее муж строит карьеру адвоката под присмотром демонического начальника, именно Терон добавляет в этот маскулинный спектакль нужную глубину, тревогу и щемящее ощущение бренности профессионального успеха. Один из главных фильмов рубежа 90-х, который сформулировал для целого поколения простую истину: карьеризм неизбежно ведет в ад.
«Жена астронавта» (1999)
Если вы смотрели недавний отечественный фантастический фильм «Спутник», то должны знать, откуда растут ноги российской картины. Помимо очевидных референсов вроде «Чужого» и «Нечто», это, конечно, «Жена астронавта» о том, как Шарлиз Терон пытается спастись от Джонни Деппа, вернувшегося из космоса с нечто внутри себя.
Как и любой неплохой фильм про космос и неизведанное, «Жена астронавта» не про пришельцев и инопланетные ужасы, а больше про простые человеческие слабости и ошибки. Это картина и про раскол семьи, и про сложные отношения на расстоянии, и про кардинальные перемены в людях, из-за которых еще вчера две половинки становятся друг для друга совсем чужими людьми.
«Сладкий ноябрь» (2001)
Нельсон (Киану Ривз) случайно знакомится с Сарой (Шарлиз Терон). Он замучен работой и давно не был в отношениях; она полная его противоположность — энергичная, открытая к жизни и идеально ему подходит. Сказка заканчивается, когда Нельсон узнает, что Сара смертельно больна, и их отношения продлятся совсем недолго.
Классический голливудский сюжет последних 30 лет («Умереть молодым», «Спеши любить», «Осень в Нью-Йорке») здесь обрамлен уникальной химией двух актеров, а также актерской пластикой Шарлиз Терон. Пожалуй, именно в сахарном «Сладком ноябре» она уже намекает на то, что стала большой актрисой, полностью выкладываясь в кадре. А большой профессиональный триумф придет к ней пару лет спустя.
«Монстр» (2003)
Через два года после яркого «Сладкого ноября» Терон понимает, что готова выйти на новый уровень. Но для этого ей надо кардинально изменить внешность и амплуа. Из симпатичных и обаятельных подружек главных героев в «Монстре» она превращается в обрюзгшую злую проститутку, убивающую своих клиентов. От внешнего лоска Терон тут кроме глаз не осталось и следа. «Монстр» не просто фильм «под „Оскар“», но очень прогрессивное по меркам эпохи кино.
Это фильм про сильных обозленных женщин, которые вполне способны существовать и любить в современном мире даже без мужчин. «Монстр» принес Терон заслуженный актерский «Оскар», а режиссеру Пэтти Дженкинс, для которой картина стала дебютом, открыл дорогу в большой Голливуд. Спустя 15 лет она ворвалась в мир блокбастеров, сняв «Чудо-женщину».
«Бедная богатая девочка» (2011)
После успеха «Монстра» и профессионального признания коллег Терон пытается повторить успех, соглашаясь играть все более сложные роли. Например, в «Северной стране» Ники Каро или «Дороге» Джона Хиллкоута. Параллельно Терон хочет ворваться и в мир коммерческого кино («Эон Флакс» и «Хэнкок»).
Но лучшая роль рубежа двух десятилетий у актрисы случилась в фильме Джейсона Райтмана «Бедная богатая девочка», где Терон играет отвязную писательницу-выпивоху, которая спустя много лет возвращается в свой родной маленький городок. В общем, довольно предсказуемая и тривиальная история про кризис среднего возраста и крушение юношеских надежд расцветает при помощи уже повзрослевшей Терон, а также блестящего легкого сценария Дьябло Коди.
«Безумный Макс: Дорога ярости» (2015)
Триумфальное возвращение Джорджа Миллера в режиссуру и в свою главную вселенную. Новый «Безумный Макс» — идеальный блокбастер, умный, эффектный, пластичный, но при этом немногословный.
Одно из центральных мест на этом иконостасе пиромании и спецэффектов занимает неузнаваемая здесь — коротко стриженная, без руки — Терон. В отличие от других картин в этой статье, Терон играет здесь всего два состояния — ярость и надежду на светлое будущее. Но делает это великолепно. «Дорога ярости» — главный блокбастер десятилетия.
«Скандал» (2019)
Последняя на данный момент большая роль Терон в кино — в голливудской драме «Скандал», посвященной собственно скандалу, связанному с телеканалом Fox News и лично его управляющим Роджером Айлзом.
Айлз, будучи одним из главных медиамагнатов США на протяжении 20 лет, сотни раз пользовался служебным положением, приставая к собственным сотрудницам. Одну из таких — суперзвезду американского телевидения Мегин Келли — блистательно играет загримированная до легкой неузнаваемости Шарлиз Терон. Вообще, «Скандал» не лучший фильм даже по теме (см. сериал «Самый громкий голос» с Расселом Кроу), но это именно что актерское кино. Помимо Терон, тут в кадре еще две большие актрисы — Николь Кидман и Марго Робби.
Текст: Андрей Загудаев