Российская молодежь снова ходит на вечеринки, пытается вернуться к нормальной жизни и готова рисковать, несмотря на возможный рост случаев коронавируса. «Мы люди, а не роботы, и хотим жить своей жизнью», - говорит один из посетителей бара (и врач).
Когда тесный московский коктейль-бар The Nest вновь открыл свои двери в конце июня после карантина, продлившегося дольше двух месяцев, на входе выдавались бесплатные маски и дезинфицирующий лосьон. Это было сделано для того, чтобы успокоить посетителей, которых могла смутить необходимость сидеть так близко друг к другу за крошечными круглыми столиками.
Бару не стоило беспокоиться.
«Всем было абсолютно всё равно, и мы быстро перестали их предлагать», — рассказывает Роман Пометков, главный бармен, перенесший коронавирус. Он заразился вскоре после того, как пандемия с полной силой обрушилась на российскую столицу в марте. После 28 дней лечения в условиях домашней самоизоляции бармен вернулся к работе.
Как и все остальные в его переполненном баре Пометков не носит маску.
«Все просто хотят вернуться к нормальной жизни, — говорит он. Коктейли и маски не особо сочетаются».
Идя по пути, избранном многими жителями Флориды, Техаса и других мест США в начале лета, Москва и большая часть России в последние недели отбросила все предосторожности.
Игнорируются даже те ограничения, которые формально остаются в силе, например, масочно-перчаточный режим в московском метрополитене и городских автобусах. Власти не прилагают больших усилий для их соблюдения, хотя несколько случайно выбранных людей получили штрафы.
«Это не по моей части», — отвечает неприветливый охранник турникета в понедельник на вопрос о том, каковы правила.
Правительство Москвы первым забило тревогу по поводу пандемии в России. В конце марта оно ввело драконовские меры контроля, которые по большей части соблюдались, по крайней мере в начале.
Москвичам было запрещено выходить на улицу, кроме как для покупки еды и лекарств, а также для выгула собак в радиусе ста метров от места жительства. Все рестораны и бары были закрыты, а ношение масок и перчаток стало обязательным для выхода из дома. Полиция контролировала неукоснительное соблюдение этого правила.
Однако 24 июля город провел выпускной вечер в Парке Горького, который посетило свыше десяти тысяч молодых людей. Практически все они пришли без масок, чтобы танцевать, обниматься и безудержно веселиться в непосредственной близости друг от друга всю ночь напролет.
Было заявлено, что 1 сентября школы откроются к новому учебному году. Число пассажиров московского метро, упавшее на 85 процентов в пик кризиса, вернулось к почти нормальному уровню. Во вторник в поездах метро проехало свыше 5,4 миллионов человек — рекордное количество с момента окончания периода самоизоляции.
Тем не менее, в отличие от южных штатов Америки, в России пока что не наблюдается всплеска новых случаев заболевания, по крайней мере по официальной статистике. С тех пор как в прошлом месяце Президент России В. В. Путин заявил, что борьба с пандемией была выиграна, ежедневное число новых заражений колеблется в диапазоне от 5000 до 6000 случаев.
Путин настоял на проведении грандиозного парада без масок 24 июня на Красной площади, а также общероссийского голосования за поправки к конституции, позволяющие ему оставаться у власти до 2036 года, которое продлилось семь дней и завершилось 1 июля.
Критики Кремля говорят, что цифры приукрашены, чтобы уверенность Путина не могла показаться преждевременной. Кроме того, даже в официальных цифрах наблюдаются признаки возможных проблем в будущем.
Ежедневное число новых случаев в Москве неуклонно снижалось и достигло 530 к середине июля, но затем вновь начало подниматься и составило 695 в пятницу. Ситуация значительно улучшилась по сравнению с пиком вспышки в мае, когда каждый день в российской столице регистрировалось более 6000 случаев заболевания. Еще лучше она выглядит по сравнению с США, где на этой неделе каждый день регистрировалось 50 000 новых случаев заболевания. Однако тенденция к росту в Москве, если она продолжится и ускорится, может быстро свести прогресс на нет.
В пятницу Правительство Москвы предупредило о серьезных штрафах за несоблюдение масочного режима в общественном транспорте и магазинах.
Недавно мэр Норильска, промышленного города на Крайнем Севере, подал в отставку, обвинив региональных чиновников в сокрытии настоящего числа заболевших коронавирусом. Он заявил, что действительное количество случаев превышает официальные данные более, чем в два раза.
Однако остальные сохраняют оптимизм. В стране, давно привыкшей к различного рода бедствиям, радость от снятия ограничений серьезно перевешивает опасения возможного фиаско в американском стиле.
Недавние сообщения о череде случаев заболевания среди знаменитостей вызвали больше шуток, чем тревоги. В минувшие выходные популярный рэпер Элджей поделился, что заразился коронавирусом, позитивным сообщением в Инстаграме для своих четырех с лишним миллионов подписчиков:
«У меня корона, значит, я король. А если я король, значит, у нас есть будущее».
Несмотря на то, что ношение масок в России не стало политическим вопросом, как в США, оно считается весьма «некрутым» среди молодежи, а также многих пожилых мужчин, чье зачастую безрассудное пренебрежение советами, касающимися здоровья, находит свое отражение в их средней продолжительности жизни, составляющей 67 лет, как считают эксперты в области здравоохранения. Некоторые модные рестораны, популярные среди молодежи, даже начали запрещать маски.
Фотография в дизайнерской маске звезды российской эстрады Кристины Орбакайте, которую та выложила в своем Инстаграме, вызвала бурю негодования со стороны поклонников, которые обвинили ее в сеянии паники, показной добродетели и потворству «стадному инстинкту российского шоу-бизнеса».
Критика стала настолько агрессивной, что Орбакайте, чья мать, Алла Пугачева, является пожилой, но все еще крайне популярной российской певицей, пришлось выложить обращение к своим «дорогим подписчикам и хейтерам». В нем она выразила тревогу, что ее модный аксессуар, способствующий хорошей гигиене, вызвал «такую бурную реакцию», и объяснила, что ношение маски может не помочь владельцу, зато защитит окружающих от инфекции.
«Честно говоря, я обескуражена», — призналась она.
Брутальный лидер России Владимир Путин, отказывающийся от таких опасных для здоровья вещей, как глушить водку, являющихся традиционными признаками мужественности в стране, в избегании маски для лица превзошел даже президента Трампа. Он появился на публике с закрытым лицом только один раз в марте при посещении московской клиники, специализирующейся на коронавирусе, — на нем был респиратор и защитный костюм.
Полина Федотова, 27-летняя посетительница коктейль-бара The Nest, рассказала, что у нее много друзей в США, поэтому она хорошо знает об «адской» по ее выражению ситуации в этой стране. Хотя она не совсем уверена, что Россия избежит той же участи, девушка решила, что преимущества нормальной жизни значительно перевешивают любые потенциальные риски.
«Лучше выходить из дома и жить нормальной жизнью и, возможно, даже заболеть, чем вечно сидеть дома и ничего не делать», — говорит она.
Спутником Федотовой оказался 28-летний врач, работающий в крупной московской больнице. Он заразился вирусом, но почти не проявлял симптомов и теперь полностью выздоровел.
«Все было не так уж плохо, — утверждает врач, отказавшийся назвать свою фамилию. Мы люди, а не роботы, и хотим жить своей жизнью».
Молодые россияне, часто весьма скептически настроенные ко всем официальным заявлениям, с наибольшим воодушевлением восприняли идею, что опасность миновала или, по крайней мере, что любые риски стоят того, чтобы их принять.
Юрий Кравченко, менеджер популярного подвального бара Под мухой в центре Москвы, рассуждает: «В глубине души люди напуганы, но желание жить нормальной жизнью слишком сильно».
Сам он носит маску и проверил весь обслуживающий персонал на наличие вируса. Один из сотрудников обнаружил, что у него был вирус, хотя он об этом не знал.
В последние выходные ни у одного из посетителей, скучившихся на стульях у деревянной барной стойки и сгрудившихся плечом к плечу вокруг столиков для ужина, не было маски.
Среди них обнаружилась группа студентов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Они праздновали окончание курсовой работы, выполненной в основном онлайн в течение последних трех месяцев, и возможность встретиться лицом к лицу впервые с начала весны.
21-летняя Елизавета Колесник рассказала, что находилась во Франции, когда пандемия пришла в Европу, и была так напугана, что поспешила вернуться в Москву прямо перед тем, как Россия закрыла границы. Однако после более чем двухмесячного пребывания взаперти дома в Москве она отбросила свои прежние страхи, решив, что «судьба решит, что будет дальше» и «если ты боишься, то просто теряешь то, что может подарить жизнь».
Франческо Спатола, однокурсник итало-российского происхождения, заявил, что вообще не верит в официальную статистику, но готов следовать оптимистичному нарративу, предлагаемому властями. Кроме того, он не видит смысла пытаться противостоять силам природы.
«Грустно об этом говорить, — объясняет он, — но то, что люди умирают, это естественно».
Источник: The New York Times