Сегодня мы продолжаем рассказ о реставрации Плащаницы начала XIX века из церкви Преображения Господня в Музей Кижи.
Наш предыдущий пост был посвящен работе с каймой в мастерской реставрации тканей, однако отдельного внимания заслуживает работа Екатерины Николаевны Завариной и Анны Владимировны Чжуан с декоративными элементами Плащаницы. ⠀
По всему периметру каймы идет вышитый золотными нитями по картону текст тропаря погребения Христова «Благообразный Иосиф». По трем углам каймы сохранились шитые по картону золотной нитью херувимы, четвертый утрачен.
Для реконструкции надписи была выбрана техника шитья золотными шнурами по контуру букв: задачей реконструкции была цельность надписи и читаемость текста. Для создания вышивки восполненная реставрационная ткань запялена на специально изготовленном подрамнике с натянутой х/б тканью, на восполненную ткань перенесены контуры утраченных букв и выполнена вышивка золотными шнурами. ⠀
Для копии-реконструкции утраченного херувима была выбрана техника шитья «по карте» - по аналогии с оригинальной техникой памятника. Крылья вышиты скаными золотными нитями, нити подобраны и скручены вручную из материалов вспомогательного фонда. Рисунок, повторяя оригинал, расшит золотной канителью и пайетками, нимб – пряденой золотной нитью. ⠀
Херувимы пришиты по внешнему и внутреннему контуру шелковыми нитями, окрашенными натуральным красителем. ⠀
С изнаночной стороны бархатной ткани в места расположения херувимов подведена бумажная основа, точечно зафиксированная по контуру фигуры шелковыми нитями. ⠀
В результате совместной работы двух мастерских, потребовавшей разработки и осуществления новых методик, памятник приобрел экспозиционный вид и совсем скоро вернется в музей – а пока предлагаем оценить труды наших реставраторов.