https://www.instagram.com/olgayurasova/
Я детский психолог. Много лет веду занятия с детьми по развитию эмоционального интеллекта и способом взаимодействия.
Одна из самых часто проявляющихся на тренингах и психологических играх тем – тема проживания неудачи ребенком. Когда у него не получается то и так, как он хочет, задумал.
Две команды на время выполняют задание. Одной удается легче договориться и слаженно работать, получая результат. Они довольны и радостны. Вторая команда встречается с результатом и процессом первой команды, сравнивает со своими достижениями и испытывает грусть. Каждый проживает неуспех по-разному.
Кто-то торжественно говорит "Главное - не победа, а участие!" (при этом заметна его грусть, которую он усилиями пытается скрыть)
Кто-то так печалится, что начинает плакать.
Кто-то вскакивает с места и убегает в коридор.
Кто-то осуждает радующихся своему результату участников другой команды.
Кто-то проявляет отчаяние "У меня никогда не получается"
Кто-то ищет виноватого, на которого можно "вылить" все свои неприятные чувства.
Мы иногда специально создаем игровые условия для актуализации этих процессов. Задаем вопрос тем, кто испытал неуспех, ошибся, не смог выполнить что-то – какие чувства ты испытываешь? Что с тобой сейчас происходит? Помогаем найти слова, обозначающие чувства, состояние и процессы.
Важно, чтобы ребенок встретился со своими чувствами (а не установками) , которые реально возникают при неудачи и их ребенок ОСОЗНАЕТ и может об этом говорить. Тогда он от окружающих может получить сочувствие, поддержку, и «остаться в контакте» с близкими или друзьями. Также он позволяет «своим чувствам быть», не убегая от них, что полезно для здоровья..
Когда ребенок говорит: «Ничего не чувствую», «А мне всё равно», «Главное не победа, а участие!» - и при этом видно по всем его проявлениям, как он расстроился. И этот феномен сформирован у ребенка под воздействием реакций и слов взрослых, которым трудно пережить неприятные чувства ребенка при его неудачи. Взрослые стараются различными способами прекратить переживания ребенка, а оно остается тогда напряжением в теле, тревожностью и беспокойством. Если неприятное чувство у ребенка возникло – его важно сначала прожить, а потом только поговорить о случившемся.
Еще важно помочь ребенку увидеть ценность ошибки, неудачи. Можно исследовать этот процесс ребенка. Поделиться тем, как ваша неудача помогла вам обрести важный опыт.
Как оказать ребенку ПОДДЕРЖКУ, или детям друг другу. Это важный процесс на занятиях наших групп. И важно это делать дома. Остановленные и не прожитые чувства способствуют общей тревожности ребенка (могут возникать тики и навязчивые движения), а также появлению психосоматических заболеваний (частые простуды, желудок, болезни дыхательной системы)
Помогает детям стратегия воспитания, где акцент ставится больше не на результат, а на процесс и на ребенка в этом процессе. Тогда он становится менее зависим от результата, от оценки взрослого или сверстников. Этим навыком я помогаю овладеть родителям на консультациях, сначала подробно исследуя чувства и действия (ребенка в ситуации неуспеха, и родителя рядом)
Детский и семейный психолог, психотерапевт https://www.instagram.com/olgayurasova/