В середине 70-х в Москве появились музыканты, которые играли инструментальную музыку в стиле фьюжн и джаз-рок не хуже западных исполнителей. Это была группа «Рикки-тикки-тави». Собрал группу осенью 1975 года и стал её идейным вдохновителем студент первого курса московской консерватории по классу гобоя Алексей Уткин. Он самостоятельно освоил гитару и стоит сказать достиг в этом деле немалых высот.
В первый состав группы кроме него вошли скрипач Евгений Грач, барабанщик Андрей Чернышёв, клавишник Андрей Дроздов, и 14-ти летний бас-гитарист Камиль Чалаев. Руководителем проекта, фактически администратором, стал известный московский тусовщик Владимир Лебедев, по кличке «Рикки». От его прозвища родилось и название группы.
К 1977 году состав группы стал следующим: Алексей Уткин (гитара), Камиль Чалаев (бас-гитара), Георгий Аветисов (клавиши), Алексей Фортунатов (скрипка) и Алексей Гагарин (ударные). Именно этот состав группы стал ключевым в истории группы. Каждый музыкант из этой пятерки был незаурядной личностью, о каждом можно написать отдельную статью.
Вот только представьте себе, что во время толкуновских «носиков-курносиков», Кобзона и Лещенко в Москве играли музыканты, которые играли крутой джаз-роковый инструментал, снимали один в один сложнейшие композиции Джона Маклафлина и его Mahavishnu Orchestra, Билли Кобэма, Джеффа Бэка, Жан-Люка Понти, Чика Кореа и Херби Хэнкока. И не только снимали, но и играли собственные композиции в подобном же ключе.
Как вспоминал Камиль Чалаев «Мы разыгрывали уткинские риффы на 13/16 в бешеном темпе». В Москве ничего подобного никто не играл в то время. Даже в кабаках. А в стране – разве что группа «Гюнеш» с Ришадом Шафиевым и еще несколько коллективов делали что-то подобное.
Репетиционной базов группы был ДК «Красная Звезда» на 3-й улице Ямского поля. Уткин и живущий по соседству с ДК Лёша Фортунатов договорились с руководством. Тогда там же была база «Весёлых ребят», музыканты из которой часто оставались послушать репетиции уткинских тинейджеров, т.с. набраться новых музыкальных впечатлений. Часто слободкинские музыканты слушали их открыв рты.
К сожалению концерты были нечастыми, но запоминающимися. Первое выступление, еще в начальном составе, состоялось в 1976 году во ВГИКе, где ребята сразили всех наповал неожиданной малопонятной музыкой, а также возгоранием фильтров на всех прожекторах, установленных «Рикки», окутавшем весь зал густым дымом… В конце того же года группа выступила в модном тогда Долгопрудном, где в общежитии Физтеха был зал, и там выступали «Виктория», «Високосное лето», «Машина времени». Группа произвела очень хорошее впечатление, особенно ритм-секцией, но в целом публика и там была не сильно подготовленная.
На концерте 1977 года в небольшом клубе в Балашихе группа должна была выступать с «Високосным летом». «Рикки-Тикки-Тави» отыграли свое отделение, и тут выяснилось, что никаких високосников не будет. Дальше было совсем неприятное – в музыкантов полетела груда камней. Весной 1978 года в известном ДК им. Русакова с Сокольниках группа играла на разогреве у Александра Градского и его «Скоморохов». Градский слышавший их впервые пришёл в полный восторг. Стоит сказать, что концерт получился отличный и успех у ребят был не меньший чем у музыкантов Градского.
Кульминацией концертной деятельности группы можно считать выступление на рок-фестивале в Черноголовке в 1979 году, о чем даже появилась заметка в печати и единственное «прижизненное» упоминание группы в прессе. Правда, фигурирует она там под названием «Диссонанс». Так Уткин переименовал группу после ухода Аветисова и Фортунатова, которых заменили известный клавишник Борис Оппенгейм и скрипач Фёдор Левенштейн. Но, все равно, большинство поклонников по-прежнему говорили «Рикки-Тикки-Тави». Кстати, публикой поклонниками группы были и солидные джазмены, немолодые меломаны и обычная московская хипня.
Именно после Черноголовки, знаменитый Юрий Саульский, послушав «Диссонанс» сказал, что таких групп в СССР просто больше нет.
К сожалению, в начале 1980 года группа прекратила свое существование. Обидно, что это произошло накануне знаменитого тбилисского фестиваля, который прошёл как известно в марте 1980-го года. Вот, где музыканты бы явно не испортили обедни, а возможно стали бы ярким открытием для многих. И возможно бы сохранилась бы хоть какая-нибудь запись. К сожалению не сохранилось от выступления музыкантов совершенно ничего. В ДК им. Русакова была сделана довольно приличная по качеству запись, в Черноголовке тоже. Но где они, живы ли? – никто не знает.
***
Судьба музыкантов группы весьма интересна.
Алексей Уткин, окончив консерваторию, полностью сосредоточился на классической музыке, стал солистом оркестра «Виртуозы Москвы». Сейчас он – Золотой Гобой России, руководитель камерного оркестра «Эрмитаж», один из лучших гобоистов мира. К гитаре он так и не вернулся. Хотя сам по себе факт интересный, что музыкант одинаково был силён и в классике и в джаз-роке. Во многом из-за его решения закончить с джаз-роком, почил в бозе и славный коллектив всех музыкантов. Ибо Алексей был всему голова.
Алексей Гагарин стал известным джазовым барабанщиком, звездой советского джаза. Играл в "Аллегро", "Кадансе", "Арсенале" и других коллективах. Хотя сейчас говорят от музыки отошёл.
Камиль Чалаев и Борис Оппенгейм прославились своей работой в театре "Ленком" и были в основе группы "Рок-ателье". Камиль в конце 80-х годов уехал жить во Францию, где создавал множество музыкальных проектов. А еще поразил всех, и особенно Марка Захарова, когда в 1985 году объявил что уходит в священники. И ушёл из театра. На самом деле священником он не стал. Но долго играл и пел духовную музыку. Камиль много пишет философских эссе, и продолжает трудиться на музыкальной ниве. Борис Оппенгейм переиграл в большом количестве музыкальных групп, и прославился как продюсер.
Георгий Аветисов выступал в составе "Boogie bottle", занимается журналистикой.
Пожалуй самая трагическая судьба из всех музыкантов была у Лёши Фортунатова. Он был сыном профессора московской консерватории, музыкант невероятного таланта. Кстати в "Рикки-Тикки-Тави" он был латентным лидером от которого шёл совершенно чумовой креатив и импровизационность. Он был пожалуй душой группы. К сожалению, Лёша еще в 70-е годы очень серьёзно подсел на наркотики, много лет боролся с этим недугом, но так и не смог его победить. В начале 80-х он основал свою группу, которая называлась "Маугли", и которая следовала всем основным идеям "Рикки". Музыканты работали в сибирских филармониях и колесили долгое время по городам Сибири и Дальнего Востока. В Москву их не пускали. Алексей Фортунатов умер 25 марта 1985 года в Чите от передозировки.