Найти тему
Катехизис и Катарсис

Как худший корабль Второго Рейха повлиял на исход войны?

Как много порой зависит от воли случая или незначительной мелочи? Пожалуй, лучше всего на этот вопрос смогут ответить военные. У них даже имеется собственная интерпретация закона Мёрфи: «В день операции всё обязательно пойдёт не по плану». Всё предвидеть невозможно, а случайности вездесущи. А порой обстоятельства стекаются таким непредсказуемым образом, что последствия приобретают поистине стратегические масштабы. Эта история как раз о таком случае.

Место действия: Балтика. На дворе 1914 год. Как нам уже известно, вот-вот должна разгореться Первая мировая война. И вот посреди моря по своим будничным военным делам направляется лёгкий крейсер «Магдебург». В общем и целом, вполне себе заурядный кораблик как для своего класса, так и для немецкого контингента на Балтике. Ещё задолго до начала войны Германия обозначила в качестве своего главного противника на море Великобританию, поэтому основные силы ВМФ базировались близ акватории Северного моря, чтобы в любой (ну или почти) момент быть готовыми нанести удар по англичанке.
Все остальные корабли, которые, можно сказать, было не жалко, перебросили в Балтийское море, так как стратегия войны с Россией главным образом подразумевала лишь блокаду флота и защиту союзных шведских конвоев. Среди этих кораблей и оказался «Магдебург».

По какому-то стечению обстоятельств именно «Магдебург» стал своеобразной звездой среди своей балтийской «тусовки». В Кайзерлихмарине в ходу была пословица: «Хорошим офицерам – хорошие корабли, а остальных на «Магдебург».

Крейсер нёс свою службу вполне тривиально и скромненько. Он выполнял задачи учебного судна-миноносца, а также являлся опытным кораблём Торпедной инспекции, проводившей испытания узлов и агрегатов торпедного вооружения. После начала войны участвовал в рейдах на Либаву (одну из основных баз русского ВМФ) и в Рижский залив. И вот, в ночь с 25 на 26 августа 1914 года «Магдебург» в составе соединения контр-адмирала Беринга, включавшего в себя помимо прочего лёгкий крейсер «Аугсбург» и три миноносца, должен был принять участие по прорыву в устье Финского залива, с целью его минирования. Но как водится, всё пошло не по плану…

После полудня море было окутано плотным туманом, чем немцы поспешили воспользоваться, дабы ускользнуть от русских дозоров. Однако к вечеру видимость ухудшилась настолько, что в ближе к 21.00 «Магдебург» потерял из вида своё соединение. С флагмана пришла радиограмма о смене курса, которую неопытный радист пытался дешифровать целых 18 минут. Как итог, манёвр был заложен несвоевременно. И вот, в 37 минут после полуночи крейсер на полном ходу налетает на мель близ острова Осмусаар, и застревает примерно в пятиста метрах от берега. Экипаж тут же принялся пытаться снять свой корабль с камней. За борт летят боеприпасы, уголь, «ненужные» запасные части, чьи-то пожитки… Но всё вбестолку. Носовые отсеки крайне быстро заполнились водой, двойное дно кормы также получило пробоину и было затоплено, крейсер накренился на левый борт, угрожая опрокидыванием.
Так уж совпало, что «Магдебург» застрял аккурат рядом с русским постом службы связи, находившемся на острове. Так мало того, к посту был проложен телеграфный кабель, поэтому уже в 1 час 40 минут известие об инциденте уже приняли в Ревеле, а в 2 часа ночи обо всём уже знало Командование Балтийского ВМФ.

В это время немцы не оставляли попыток снять с мели свой корабль. Предварительно, заметив на берегу небольшое строение и маяк, на остров высадился небольшой десант из матросов. Завязалась перестрелка, о которой в 3 часа ночи было доложено на большую землю. Адмирал Эссен, главнокомандующий флотом на Балтике, отдал приказ о выдвижении к Осмусаару миноносцев и дозорных крейсеров, когда это позволит погода. К восьми утра с якорей снялись в общей сложности пять крейсеров и три дивизиона эскадренных миноносцев (ну, или по-простому, 27 штук). А возглавлял всю эту эскадру непосредственно адмирал Эссен. «Магдебург», что называется, оказался в середине большого дерьма…

-2

Но на самом «Магдебурге» об этом пока не знали. Подошедший миноносец V-26 попытался стянуть крейсер с мели, но попытка успехом не увенчалась. В конце концов Рихард Хабенихт, капитан «Магдебурга», приказал экипажу эвакуироваться на подошедшие миноносцы, а крейсер подорвать. В 9 часов 10 минут была закончена установка зарядов и экипаж начал сниматься с корабля. Однако уже через час на горизонте показались русские крейсера «Паллада» и «Богатырь», по которым немцы сходу попытались открыть огонь, но попаданий не добились. Кроме того, с V-26 произвёл пуск трёх торпед по «Богатырю», но вовремя предпринятый манёвр позволил кораблю уклониться. В это же время оставшиеся на «Магдебурге» члены экипажа в спешке попытались подорвать крейсер, однако корректно сработали только заряды в носовой части. Взрывом было уничтожено всё, вплоть до второй дымовой трубы, но корабль устоял.

Около полудня перестрелка закончилась, на «Магдебурге» спустили флаг, а миноносец, пришедший на помощь, ушёл. С немецкой стороны погибло 17 человек, было ранено столько же и ещё 75 пропали без вести. Капитан корабля, два офицера и 54 матроса попали в плен. Остальным членам экипажа удалось эвакуироваться.

И вот, казалось бы, конец этой злосчастной истории. Настрадались уже эти злосчастные немцы. Но мы ещё даже не дошли до развязки. После обследования «Магдебурга» и прилегающей к нему акватории, благо глубина позволяла, были обнаружены немецкие карты Балтики, журналы переговоров, техническая документация крейсера и тэдэ и тэпэ. Но настоящей находкой стали два экземпляра сигнальной книги германского ВМФ, которые впопыхах экипаж не успел должным образом уничтожить. Выражаясь простыми словами, эта книжонка являла собой кодификацию морских радиошифров. Собственно, этим хитрые русские и поспешили воспользоваться.

И вот, уже к октябрю 1914 года, силами русских аналитиков и криптографов, немецкая система шифров была взломана. Параллельно корпели над цифробуквенными наборами и англичане, которым мы любезно предоставили второй экземпляр сигнальной книги.
Ну а сама история с «Магдебургом» была засекречена, упоминания сигнальных книг были изъяты из документации Балтийского ВМФ, а русская контрразведка обвела вокруг пальца своих немецких коллег, скормив им дезинформацию о том, что экипаж все секретные документы уничтожил, и волноваться не о чем.

Как итог, на протяжении всей Первой мировой войны союзникам было известно практически о всех перемещениях ВМФ Германии. Мало того, британцы со временем вскрыли дипломатическую переписку германского МИДа, что нехило подгадило немецкой агентуре в Мексике и США. Так что один неприметный кораблик, оказавшийся не в то время и не в том месте, очень недурственно повлиял на весь ход Первой мировой войны. Вот такая вот история.