Завершить свой цикл о Дионисе хочу рассказом об известнейшем произведении античного искусства. Многие наверняка помнят его еще по школьным учебникам истории.
Произведений живописи эпохи древнего Рима, а, тем более, древней Греции практически не остались из-за их очевидной хрупкости. Но благодаря (точнее, по вине) извержения Везувия в 79 году н.э., заживо похоронившем город Помпеи, некоторые шедевры дожили до наших дней.
Однако, сейчас речь пойдет не о мастерстве античных художников, имена которых, к сожалению, не сохранились... Одним из самых загадочных произведений античного искусства являются фрески так называемой «Виллы мистерий».
Все ученые сходятся во мнениях, что на них изображены таинства Диониса. Однако версии того, что именно происходило в процессе обряда и какова была его цель очень разнятся. Наиболее распространена версия, что в живописном цикле изображены сцены подготовки невесты к свадьбе.
Представлю вам свою версию на основании того, что мне удалось прочитать на эту тему.
Авторитетный историк Поль Вен тоже считает, что на фресках изображен обряд приготовления девушки к свадьбе. Однако не много ли чести для такого вполне будничного как по древним, так и по современным меркам события?
Проект по созданию серии фресок был очень дорогостоящим и, вероятно, комната, которую они украшали предназначалась для чего-то большего, чем напоминание хозяйке дома о расставании с девичеством.
На мой взгляд, мотив свадьбы здесь действительно очевиден. Вот только кого с кем? В статье «Что такое «мужские роды»? уже говорилось, что Арианда не просто так стала женой Диониса, она была первой менадой, его последовательницей и учредительницей дионисийских обрядов на Крите, изобретательницей культовых танцев, так что «невестой бога» она стала гораздо раньше встречи с ним на острове Наксос.
Можно предположить, что жрицы Диониса, по крайней мере, высоких степеней посвящения, проходили подобный обряд «венчания с богом», считались его супругами, воплощением Ариадны. В посте про Анфестерии, одно из древнейших празднеств в честь Диониса, описан эпизод ритуального брака этого бога с женой царя-архонта, что тоже можно рассматривать как указание на существование подобной практики. Вероятно, эта традиция имеет некоторое отношение к возникновению монашества, так как монахини считаются «Христовыми невестами», эта история восходит к Святой Екатерине.