ОСТОРОЖНО! НЕБОЛЬШИЕ СПОЙЛЕРЫ!
Приветствую вас на дзен канале Социопата. Самая великолепная вещь, что способен дать современный кинематограф, это очень оригинальное переосмысление шаблонных тем. Зайди к этой теме с иной стороны, и тут увидишь её в ином свете. Закрась её яркими метафорами и символами. Это наполнение сделает любой шаблон запоминающимся и достойным нового прочтения. Правда не всегда это выходит удачно. Может вообще быть парад всего и ничего, как было в Голосе из камня. Или ядрёная бомбардировка очевидным как в Иди ко мне.
А может быть движение в правильном направление и правильным пониманием замысла интерпретации, шаблонной темы. Однако реализация…лучше конечно это увидеть. Окунуться так сказать в мягкое лоно данного фильма. Позволить ему обдать вас своим замыслом. Но всё же постараюсь передать вам единственно правильные ощущения от этого фильма.
Итак.
Британский мистический фильм ужасов, 2020 года, снятый Ромолой Гарай – Амулет.
Сюжет фильм из официальных источников.
Бывшему военному с посттравматическим синдромом по имени Томас некуда податься, поэтому приходится бомжевать в Лондоне. Однажды он получает предложение пожить в отдаленном особняке в компании молодой женщины и её смертельно больной матери. Томас помогает с ремонтом дома, постепенно влюбляется в молодую хозяйку, и ему всё больше кажется, что тут творится что-то зловещее, кроме того, мужчина теряет ощущение реальности.
Фильм снят очень симпатично, с тонким расчетом, что будет как обведена каждая важная деталь. Она будет непросто симпатичная и красивая с точки зрения постановки. Вы увидите в интересной обводке каждого элемента декораций потайной смысл, кусочек непростой мозаики здешней атмосферы, приникните в самую суть, и так ясной сути.
Замысел хороший но реализация вылилась лишь в красивую режиссуру. Можно высчитать удачную реализацию в процентах. 12% постановки фильма — это явные феминистские мотивы, аллюзии на древние символы, которые даже в современном прочтение способны вызвать первобытный ужас, из старых времен. Отдельные демонстрации обычных вещей под зловещим ракурсам. А все остальное смысла лишено. Камера просто так ездит между вещами, следит за поступками героев, сменой обстановки. Просто так придает искусственное значение разным статуэткам и виду сверху вниз на главного героя.
Так где фильм замыслил смысл, на самом деле, просто хорошо поставленный кадр.
Бывает так, что фильм уверенно выстраивает логическую цепочку обоснованных вдумчивых композиций. В начале фильма, когда показывают воспоминания Томаса. Они приятные, веют духом свободы и чистых пространств. Спокойная жизнь, где многое можно переосмыслить. Работа на свежем воздухе в конце концов. Потом эти светлые воспоминания ломают. Оказывается, что Томас вспоминает о самом темном пятне из своего прошлого. И это для него настоящая пытка. Таким образом вся конструкция этих флешбеков ловко меняет смысл. Это нормально. Однако почему-то вся постановка во флешбеках сразу становиться бессмысленной. По сути эти воспоминания — это долгая прелюдия к темной тайне Томаса: подводка к объяснению почему в дальнейшем Томас кое-что получит. Весь визуальный ряд не нужен для истории.
Он прост и пуст.
А почему?
Атмосфера в Амулете закономерна мрачная и около депрессивная. Около поскольку фильм мечется между моральным износом и упаднической меланхолией событий фильма. Метания эти привели атмосферу в тупик. Какое-то время она крепко стоит на мрачной тайне, загадочном гнете и зловещих намеках, вкупе с разными душевными терзаниями. Но потом грустный финал. Идет какое изнурительное скомканное нечто, что не позволяет хорошо сопровождать жанровые аспекты. Не чувствуешь какой-то попытки классически обыграть хоррор или его ловко реконструировать. Фильм словно не понимает, что от него требуется и отчаянно мечется, чтобы хоть, что-то пропихнуть в повествование.
Получается опять и снова – по кускам фильмам разлетается. Но только в середине фильма. Потом он очухивается и возвращается к самому логичному развитию событий.
Для себя.
Контекст событий начинает оказывать влияние на происходящее. Тот самый амулет, в честь которого и назван фильм, наконец-то потихоньку обретает смысловую нагрузку. А не так, что мусолят в кадре не пойми к чему и зачем. Начинает потихоньку складываться загадочным пазл фильма. Есть подобие неожиданного поворота в мотивации одного из героев.
Однако не пропадает ощущение изнурения просмотром. Словно фильм хочет лишить остатка сил, оставив звенящую пустоту в душе. И Амулет делает это отстраняясь от ряда аспектов фильма. Не будет страшно кроме пары сцен и немного в конце. Не будет жутко кроме как мимолётом в отдельных быстрых сценах. Даже очевидная метафоричность сюжета и мягкая подводка к скрытому смыслу будет постоянно избегать вашего внимания. Фильм вроде бы сосредоточен на чем либо, но в тоже самое время будет стараться акцентировать внимание на чем-то ином. Понять причины постоянных рокировок в акцентах сложно.
Создатели фильма всё-таки с трудом могут в многослойность истории и всех аспектов. Выходит, какой-то трудный для восприятия мутный омут идей.
Но как это держится наплаву. Фильму удается непрочно приковать внимание создавая магию ужаса, скрывающего зловещий урок для ГГ. На этом в итоге главный акцент: хорошо замучить Томаса. Сломать остатки его мира. Вытащить наружу его истинные мотивы. Показать притворство его раскаяние за один мерзкий поступка. Он должен быть разоблачен, уничтожен и косвенно поставлен на место, о котором …спойлер. Не скажу, что за место.
И все потому что он…мужчина. Практически не прикрыто фильм намекает на это. Томас должен испытать жуткие мучения из-за своей неправильной мужественности. Все дело даже не в его ужасном поступке, не в внезапно вскрывшейся тайно мотивации, открывающей почему он якобы, бескорыстно помогает ремонтировать дом.
Нет.
Томас расплачивается за свое непонимание женской сути - того места и значения, что женщина занимает в мире. Не понимает ценность женщины как таковой. И раз этого понимания нет, он получит сполна. И отправиться на место…снова спойлер, смотрите фильм).
Скрыто, но вполне очевидно Амулет показывает (с точки зрения авторов фильма), мужчина имеет только порочное влечение к женщине. Он думает лишь об ЭТОМ. За это он тоже должен быть наказан. Без контекста влечения и выяснения обстоятельств. За это влечение и интерес - кара. А может он пытается через ЭТО прийти к покаянию?
Нет.
Наказать.
Амулет именно об этом. Мужчина с точки зрения режиссера (да режиссера), на самом деле глупое существо, которое ничего не понимает. Неправильно интерпретирует некоторые знаки, уходит от ответственности, зашорен сам по себе и даже не способен проявлять чувства по-человечески. Поймет он, что-то только примерив женскую долю и хорошенько помучавшись. Хотя бы только перспективой просвета в жизни и прощения. Ибо как уже писал выше, мужчина здесь максимально расчеловечивается. Без всяких оглядок и иных смыслов. В конце конечно полный атас феминистского шовинизма, который никак оправдать нельзя. Ну и конечно аллюзией на раковину как символ женщины богини. И буквально как аналог женского ПО. Ведь в некоторых значениях раковина как раз-таки их символизирует. И конечно символ этот совершенен и полностью прав. Советую дополнительно прочитать про символическое значение раковины. Будет полезно.
Помимо этого, “замечательного” розжига ненависти достойного уголовного преследования, фильм попутно пропихивает в финале ещё одну гниль. Только мужчина достоин наказания и ответственности. А женщина ради стремления к свободе может отказаться от ответственности за свой персональный жуткий поступок. И также легко отказаться от любого бремени. Ей можно.
Этот посыл немного пострадал от неуместной недосказанности некоторых сюжетных нюансов. Но если они вдруг объяснимы, я боюсь авторов конкретно уже без вопросов надо судить. Все эти выкрутасы с правильными людьми, полами и неправильными добром не закончатся.
Но объективно говоря фильм относительно неплох. Тут даже интересный неожиданный поворот истории завернули, здешнюю грязь и упадок возвели, во осмысленный аспект, иногда даже пугающий. Атмосфера при всей корявости очень хороша. Даже практические эффекты впечатляющие, что лично для меня было совсем неожиданно.
Но никакие художественные достоинства и прочее не имеют значения в данном случае. Фильм преступный на все сто процентов. Не явно, но в итоге вполне очевидно он расчеловечивает одну сторону – мужчин. Тут конечно хитро придумано, превратив Томаса в одного неприятного субъект. Но смотрите на контекст, и поймете, что здесь наказание продиктовано полом ГГ, а не его поступком.
По-моему, надо это прекращать уже. А не делать вид, что этого нет или ерунда. Или история с Нацисткой Германией ничему мир не научила? Хотя, о чем это я. Конечно не научила.
Розжиг ненависти, есть розжиг ненависти.
Выводите я думаю вы сами сделаете по итогам. Но я думаю ответ на это очевиден.
Спасибо за внимание вам. И пока. И не поддерживайте деньгами фильмы, что разжигают ненависть.
P. S. В процессе написания текста открылось, что фильм разжигает ненависть по половом признаку. Потому первые абзацы немного не по теме.