Рассказы Светланы Макаровой – одни из лучших современных лирических зарисовок, именно лирических, хотя каждый – о семейных отношениях, о трудном выборе, о непростой жизни. А еще, конечно, о любви, такой разной и непостижимой.
Вот лейтенант Антон Крышкин (рассказ «Переулок Красина») закончил в Борисоглебске военное училище и следует к месту службы, но на два часа заезжает в Краснодар, чтобы встретиться с Галей. За этот небольшой срок он должен найти переулок Красина, ведь там обитает его любимая девушка. Да вот только в Краснодаре улица Красина есть, а переулка такого нет.
Ольга («Уютный дворик, тихое окно») уже много месяцев лежит в больнице на сохранении. Ради пока еще не родившегося ребенка она идет на многие жертвы.
«В этот день моему сыну исполнилось 36 недель. Через несколько минут день истает и прирастет новый. Мир неуклонно движется к моменту его рождения».
Мой самый любимый рассказ – «Шнурки для Гошки». О чем он? Об обычной семье, со своими сложностями. И все разногласия между любящими в общем-то супругами олицетворяют шнурки, которые Анна никак не может купить сыну Гошке. Главная героиня – заместитель директора районного Дома Культуры. Они устраивает концерт для солдат, только что вернувшихся с Чеченской войны. Что бы артисты ни делали, у них не получалось «расшевелить» зал, пока детский хор не запел песню на стихи Льва Ошанина «Дороги». И тогда солдаты, двадцатилетние ребята, заплакали.
«Аккордеон и три детских собрали мысли и чувства тех, кто сидел в зале, в одно дыхание. В один вздох. Они пели о туманных дорогах войны. Звуки летели прямо в расстегнутые души гимнастёрок. И песня будто стала зримой. Она ожила в толстых стенах казармы, точно вдруг вышла из этих стен, пробилась сквозь них и накрыла, настигла всех, кто был в зале. (…) Анна не раз видела слезы на глазах ветеранов. Но эти же совсем юные! Кто-то закусил губу, кто-то закрыл лицо, стеснялся. А вон, в центре, откровенно растирал слезы кулаком по щеке. Песня таяла, уходила, перетекала за невидимый горизонт, как дорога в степи. Анна стояла не в силах двинуться. Нечто невыносимо-страшное, которое только угадывается, но не должно, не может быть рядом, вдруг тронулось и заколыхалось неотвратимой явью».
Пронзительный эпизод.
Рассказ «На закате» посвящен самому близкому и дорогому человеку –маме Клавдии Васильевне Гриценко. Сюжет его незамысловат: старая женщина, сидя «на скамейке за калиткой» и греясь «на мягком солнышке», вспоминает свою молодость, выпавшую на военное лихолетие.
«С чего вспомнила?» - задается вопросом Петровна. Сама же себе и отвечает: «Соседская Юлька прибежала с расспросами: им в школе задали сочинение писать про войну». «А чего я ей расскажу, удивляется Петровна. – Это надо у тех спрашивать, кто в окопах сидел».
Действительно, насколько привычно ассоциировать войну с теми, кто воевал. Куда реже встречаются произведения, повествующие о тех, кто жил (просто жил) в эвакуации или на оккупированных территориях. Однако и в их жизни была война. Значит, и они – люди войны. В лице бабки Петровны автор выводит образ русской женщины, поднявшей четверых детей, пережившей оккупацию, потерявшей мужа, но совершившей свой главный подвиг - «сберегла детей».
Повествуя о тяжелой доле Петровны, С. Макарова умышленно не использует изобразительных средств: нет красоты на войне. Писательнице удалось в речевой характеристике передать и стойкость, и мужество героини. Портретные зарисовки помогают чётче увидеть Петровну: «Сидит, задрав острый подбородок», «облизнула губы, прижала сухонькими руками живот», «сердито шмыгала носом», «поджала губы, ещё больше сощурила глаза, и они совсем спрятались в морщинах», «приподнялась, оперлась на палку, но, лишившись сил, тяжело осела, пригорюнилась», «беспощадно оглядывалась по сторонам». Интересны детали тем, что Пелагея представлена всегда в движении, что позволяет лучше понять её характер.
Прожив долгую и непростую жизнь, Пелагея приходит к осознанию счастья:
«Эх, забыть бы все! – слезы щипали глаза Петровны. – Так отчего ж, как начну то время вспоминать, на душе теплота? – плакала она. – А детки ж рядом были. Все, как один за мамку держались. И бабы с бригады рядом. Помогали. А песни всей улицей играли! И без Петровны не зачинали. Всем нужна была. Вот и счастье, - утиралась концом платка старуха. – И что ж получается? Думала, как выдюжить, а оказалось – счастье?!»
Весьма символично название рассказа - «На закате». На закате дня Пелагея вспоминает что минуло. Вместе с тем, время, которое она «переживает, - это тоже «закат» - закат жизни. Писательница многоточием заканчивает весь рассказ как будто обрывается связь с живым, сама жизнь.
Книга «Солнце за горизонтом» продумана до мелочей. Включает она в себя повесть, 5 рассказов, предисловие и послесловие (вернее, «Вместо послесловия»), ни один из которых так не называется. Имя – общая идея. Солнце – это и есть Любовь. Она всегда с нами, в нашем сердце, никуда не уходит, разве что вечером за горизонт, чтобы с рассветом вновь согревать нас своим теплом.
«Он думал о нежном, тайном, утешном, сродни стебельку, что гнется под ветром, но не ломается. О том заботливом, журливом, ласковом, - скрытом в его сердце, как солнце, которое прячется за горизонтом. Но живет оно – и душа жива, и грустит, и ликует она. И плачет».