Машаран кхокха - Голубь мира.
Это может показаться странным и неожиданным, однако сложилось так, что в представлениях древних вайнахов слова «Машар - мир», «Маша - полотно, ткань» и «Кхокха - голубь» теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Судите сами …
Начнем с того, что голубь у вайнахов с древнейших времен считается символом мира и покоя, и вайнахи относятся к этой птице с неподдельным уважением и почитанием. К примеру, изображения голубя нередко встречались и в доисламских языческих святилищах.
Следы этого почитания отразились также и в фольклоре чеченцев, в котором мы и находим взаимосвязь голубя с лексической единицей «машар – мир», которое в свою очередь восходит к чеченскому «маша - домотканное горское сукно». Так, согласно древним доисламским преданиям чеченцев, на одной из вершин Черкесского хребта (Чергазийн раг1) обитала одна из трех богинь гурий («Маьлх-Аьзни - Луч солнца», «Дика-Делан-йо1 – Хорошего-Бога-дочь» и «Маша-бузу-Кхокха - Полотно-ткущая-голубка»).
Дочь женщины – нарта и матери всех нартов Саты (Сатихи) богиня мира и покоя «Маша- бузу-кхокха» (варианты: «Дарий-ден-кхокха - Полотно ткущая-голубка»; «Рег1ан кхокха – Голубка хребта») днем и ночью ткала («маша бузуш хилла») на золотом ткацком станке сукно из пуха диких животных, которое являлось символом человеческих взаимоотношений, мира и покоя между племенами и народами. Считалось, что если в мире где-то вспыхнула война или вражда, значит на пряже появился узелок или оборвалась нить и богиня остановилась в работе. Древние вайнахи полагали, что война или ссора не прекратится до тех пор, пока она не устранит обрыв нити и не продолжит свою работу. Иначе говоря, мир и спокойствие зависели от «голубки, ткущей полотно». Вот таким неожиданным образом мы и находим взаимосвязь между тремя этими понятиями. К слову, следы почитания голубя дошли до наших дней в некоторых представлениях чеченцев и ингушей. К примеру, и в наши дни убийство голубя считается большим грехом.
Любопытный факт: Интересно отметить, что следы почитания голубя как символа добра и мира встречаются в мифах и преданиях многих народов. В Древней Греции люди считали голубя добрым и миролюбивым, так как предполагали, что у этой птицы нет желчного пузыря. Во времена средневековья люди считали, что ведьмы и злые силы могут превратиться во что угодно, но только не в голубя. У азиатских народов эту птицу считали вестником богов. Понятие «голубь мира» возникло еще в Древнем Риме. Так, в легенде о голубях отмечается, что эти птицы смогли свить себе гнездо даже в шлеме бога войны Марса. Упоминания об этой птице есть и в Библии - именно голубка принесла Ною радостную весть, что Бог его простил и вода отступает. Вторую жизнь символ «голубь мира» получил после первого Всемирного Конгресса Сторонников Мира (1948 г.), к которому известный французский художник Пабло Пикассо подготовил эмблему в виде голубя с оливковой ветвью в клюве, которая и стала международной эмблемой мира.
Л. Гудаев.