В ведущих странах Европы высшее образование, как правило, бесплатное. Мне рассказывала коллега, у которой муж преподаёт в Сорбонне: в начале учебного года поступает большое количество студентов, на некоторых лекциях первокурсники сидят на полу. После первой же сессии остаются те, кто хочет и может учиться. Но ведь такую роскошь надо оплачивать. Она показала расчётный лист мужа – 3 200 евро после всех вычетов…
Германия полностью перешла на бесплатное обучение даже для иностранных студентов. Приехав на берега Рейна, я многое понял изнутри. Последняя шахта Рурского угольного бассейна Германии закрыта не так давно. Но центр бассейна – город Бохум – заблаговременно сделал ставку на университет. Он огромный и, конечно, бесплатный.
Моя внучка проходила стажировку на филологическом факультете Рурского университета Бохума (Ruhr-Universität Bochum), там учатся 20 000 (!) будущих филологов, из них около 1000 – славистов. Основные направления – русская и польская филология, хотя есть и другие языки.
Мне показали имидж-фильм о факультете славистики, потому что университет сам ищет студентов – «больше, чем они нас». Ищут не тех, кто может заплатить, как у нас, а тех, кто хочет заниматься филологией в столь прагматичное время. Многие предметы, порядок обучения студенты выбирают сами. Обучение достаточно свободное, главное контроль – научные работы, семинары, экзамены и самоответственность, потому что «правительство решило, что мы не должны заставлять посещать занятия».
А у нас наберут лоботрясов-платников, и главное – формальный контроль посещаемости для УМУ и УМО: ходят на лекции и ладно, а что в голове оседает – неважно: ты, главное, плати, а преподаватель – тяни платников дальше.
Что такое уважение к преподавателю я понял, побывав в Бохуме на факультете славистики (огромный – два корпуса) и побеседовав с коллегой Хольстером. Ну, знал, что это другой мир – всё высшее образование бесплатное, а студентам из несостоятельных семей ещё и стипендию платят. Но чтобы такая разница!.. Может, так было бы и в России, если бы не загубили страну, социальное государство и лучшее в мире образование...
Три факта отношения к преподавателям: профессора получают около 5 000 евро и больше, а сам Хольстер имеет нагрузку всего 13 часов в неделю, считается чиновником земли Рейн-Вестфалия – штуриндиректор (пенсия потом ого-го!), решением учёного совета получил договор на ВСЮ жизнь. Говорит с уважением: «О, я смотрел Ваш сайт – сколько званий писательских и учёных, сколько книг, учебников и заслуг, как интересно!»... Я подарил свои книги кафедре и не стал признаваться, что, пережив семь ректоров, получаю гроши, а договор теперь стали заключать НА ГОД, чтобы заслуженные преподаватели, мастера, воспитавшие столько учеников, были в подвешенном состоянии… Какое там попадание в «десятку» ведущих стран по качеству общего образования с этаким подходом?!
К 2024 году число бюджетных мест в российских вузах сократится на 17% по сравнению с 2019-м. Такой прогноз был представлен в докладе правительства Федеральному Собранию о политике в сфере образования, с которым ознакомились «Известия» до пандемии. При этом абитуриентов, напротив, станет больше на 15%, поэтому шансы получить высшее образование за счет государства значительно уменьшатся. Сокращение бюджетных мест связано с уменьшением их числа преимущественно в региональных вузах, уверены опрошенные «Известиями» эксперты.
Так что же, наше правительство, получившее задание войти в десятку лучших стран по качеству образования (Указ главы государства о национальных целях развития России до 2030 года), знает что-то больше и мудреней, чем власти Германии, Финляндии, Франции, Чехии?
Тогда почему же мы гораздо ниже во всех рейтингах?..
Tags: Будущее РоссииProject: MolokoAuthor: Бобров А.
Читать об образовании в России ЕГЭ. Игры формалистов здесь