Найти тему

Катапультирование - сложный танец за считанные секунды

Выход кресла К-36, телескопические штанги уже выпущены, но стабилизационные парашюты еще не наполнены.
Выход кресла К-36, телескопические штанги уже выпущены, но стабилизационные парашюты еще не наполнены.

Иногда я люблю вспоминать слова моего учителя по биологии в 9м классе, когда темой очередного урока было половое размножение людей. Свой урок Леонид Евгеньевич начал с фразы «…сегодня у нас «интересная» тема и большинство из вас думают о том, что знают о ней все лучше меня, хотя толком не знают ничего…».

Тоже самое можно сказать о процессе катапультирования (аварийного покидания самолета). С одной стороны все предельно ясно: дернул ручку, фонарь в сторону, кресло «на вылет», с другой – это очень сложный марлезонский балет с большим количеством актов, которые последовательно сменяют друг друга за доли секунды, а каждая мелочь может перерасти в каскад роковых стечений обстоятельств, приведших к трагедии.

Схема процесса катапультирования выглядит следующим образом:

Прежде всего, решив покинуть самолет, летчик должен опустить светофильтр (если используется шлем ЗШ-3 или ЗШ-5 без механизма автоматического опускания, что уже редкость), принять позу (сгруппироваться), зависящую от типа катапультного кресла, т.к. расположение ручек катапультирования бывает не только в паховой области у основания кресла, как на отечественных катапультных креслах (К-36).

В 50-60х гг. в США были особенно распространены кресла, у которых ручки находятся на заголовнике. в таком случае, ручки совмещены с защитной шторкой, обеспечивающей дополнительную защиту головы при выходе в поток.

Такая конструкция была реализована на американских креслах Martin-Beyker MK-3 MK-4 и MK-5; креслах фирмы Republic и французских Sud Aviation, но американские модели имели и вспомогательную ручку, расположенную впереди чашки кресла, пользоваться этой ручкой рекомендовалось только в случае невозможности дотянуться до шторки, например при ранении.

. Третий вариант предусматривает установку ручек на поручнях по бокам кресла.

Интересно, но факт:

Однажды, я был свидетелем сцены, когда мой коллега показал американскому астронавту (бывшему летчику) ручки катапультирования от К-36 со словами «Eject» и сделал характерное маховое движение руками от паха к груди. Он попытался объяснить назначение этих ручек, однако, астронавт не понял и коллега эмоционально изобразил жестами летящий самолет, аварийную ситуацию, момент катапультирования, вновь повторил этот жест, но более растерянным голосом произнес «ejection, ну как тебе еще объяснить, катапультирование?».

Поняв, что диалога не получается, переводчик доходчиво объяснил астронавту что пытался сказать мой коллега. Американец понимающе заулыбался и кивая головой, произнес «Eject» и совершил характерный жест, только в американском исполнении движения руками оказались от головы к груди...

После «включения» ручки, начинается ритуал со строгой последовательностью каждого действия, а летчик превращается в зрителя сидящего в зале.

1-за доли секунд, при помощи пиропатронов включается принудительный подтяг привязной системы, исправляющий позу летчика, если она не верна и устраняет слабину привязной системы.

2-затем, происходит сброс фонаря, либо его подрыв остекления при помощи пироленты (пример Як-131).

3-включение стреляющего механизма.

4-включение ограничителей рук и ног, предохраняющего конечности от «разброса» под воздействием воздушного потока. На К-36 опускаются ограничители, по бокам спинки кресла, которые непосвященный человек может перепутать с подлокотником, а впереди чашки кресла выдвигается ветрозащитный дефлектор.

5-при движении кресла по направляющим рельсам до момента выхода кресла из кабины, должен быть введен в действие первый стабилизирующий парашют или раскрыты стабилизирующие щитки. У кресла К-36, стабилизирующий парашют расположен на концах телескопических штанг, которые размещены по бокам заголовника в виде массивных тубусов.

Сразу после выхода кресла может происходить коррекция его пространственного положения (если предусмотрено конструкцией кресла), в случаях, когда при катапультировании имелся большой крен.

Стабилизация в первый момент после выхода кресла в поток необходима для обеспечения требуемого положения, для предотвращения недопустимых значений угловой скорости и для устранения разворота кресла головной частью вперед.

Теоретически, стабилизацию можно было бы получить и без стабилизирующих парашютов и щитков, разместив центр тяжести кресла с человеком достаточно низко, но конструктивно это не всегда удается, поэтому приходится стабилизировать кресло щитками, парашютом или и тем и другим вместе.

6-Совместное действие щитков и стабилизирующег парашюта должно обеспечить стабилизацию кресла и ограничить максимальную скорость вращения его в течение времени, достаточного для уменьшения скорости до 500-600км/ч

7-На этой скорости должен быть введен в действие тормозной парашют, обеспечивающий стабилизационный спуск до высоты 3-4 км. Стабилизация спуска с большой высоты необходима, т.к. при беспорядочном падении, длительное вращение может привести к опасным для человека последствиям.

8-По достижению этой высоты вводится в действие основной парашют, при помощи пирозарядов и специальных лезвий открываются замки привязной системы, связывающие человека с креслом, человек отделяется от кресла и спускается на основном парашюте. Если катапультирование произошло на высотах ниже 3-4км, кресло отделяется после окончания работы маршевых двигателей и его стабилизации в потоке.

К подвесной системе часто бывает прикреплен носимый аварийный запас, содержащий все необходимое (продукты питания, спички, рыболовные снасти, мачетэ, оружие, патроны и сигнальные патроны, аптечку и т.п.).

В данной статье я описал основную последовательность схемы катапультирования, общую для всех типов кресле в независимости от страны производства и примененных технологий. В случае применения конкретной модели кресла, имеющего свои технические характеристики и особенности, могут быть те, или иные изменения, требующие дополнений.

В идеальном случае все процессы спасения должны происходить автоматически в заданной последовательности.

Обычно, наиболее ответственные звенья этой схемы дублируются ручным управлением. Чаще всего дублируется освобождение человека от кресла (ручное открытие замков) и ввод тормозного или основного парашюта.

Но не смотря на продуманность всех этапов катапультирования и средств индивидуальной защиты в виде шлема, светофильтра, ограничителей и дефлекторов, одному Богу известно, как себя поведет кресло, встречный поток и организм человека.

Спорт
278,1K интересуются