Отрывок из книги Эды Ле Шан "Что делать если ребенок сводит вас с ума"
"Джонни 9 месяцев. Каждую ночь он без конца просыпается и плачет. Его матери или отцу требуется по 15-20 минут, чтобы укачать его. Энни 2,5 года, она приходит в комнату к родителям по 4-5 раз за ночь с просьбой лечь спать вместе с ними. Родители так измучены и настолько растеряны, что порой запирают дверь в свою спальню, но не могут спать, потому что слышат как их ребёнок плачет: то мать, то отец вскакивают и бегут укачивать своего малыша.
Ни один из этих случаев не является необычным. Эти и другие проблемы связанные со сном рано или поздно сводят родителей с ума. Групповые дискуссии с родителями я начала проводить в сороковых годах и продолжаю заниматься этим до сих пор. Хотя и тогда были дети плохо спавшие по ночам, их было гораздо меньше, чем сейчас. Это разница столь значительна, что невольно возникает вопрос : С чем связано это явление?
В течении тех лет, когда я работала с родителями, жизнь младенцев и дошкольников была сравнительно спокойной и лёгкой. У них были манежи и стульчики на колёсах, у них были игрушки: одно-два кольца, какая-нибудь книжка или пластмассовая зверюшка, крупные бусы или яркий мяч. Когда я была воспитательницей в детском саду в тысяча девятьсот сороковых и пятидесятых годах мы считали что за полдня в детском саду ребёнок получает более чем достаточно для своего развития. Мы не принимали в детский сад детей пока им не исполнилось 3 года. В то время в большинстве семей среднего достатка была домработница или няня, которых тогда было в избытке. Малышей брали с собой в гости к бабушке и другим родственникам, но они спокойно оставались дома с няней когда родители уходили в кино или к друзьям. Детей моложе 4-5 лет не водили в кино, в кукольный театр или в цирк. 2 -3 летние дети ели итальянскую, китайскую или мексиканскую пищу только если их родители были итальянцами, китайцами или мексиканцами и это было их обычной едой. Они почти никогда не ели в ресторанах и столовых, в основном пищу готовили дома. 30 лет назад были детские психологи и педагоги, которые настоятельно советовали родителям уделять больше внимания интеллектуальному развитию детей. Но тогда подобные советы давали немногие. Любой малыш родившийся сегодня может рассчитывать что на него обрушится поток самой различной информации и впечатлений с первых дней его жизни. Существует множество колыбели с зеркалами и кольцами, свистками и рожками, счётами, чтобы малыш не терял времени даром и учился арифметики. Ребенку часто бывает трудно найти место в манеже из-за множества кукол, машинок, мячей, барабанов и прочего снаряжения, предназначенного для его умственного развития. Работает мать или нет, мысль о том, что её двухлетний Сын или дочь должны проводить полный день в детском саду кажется ей вполне приемлемой. 100 лет назад большинство детей не отдавали в школу до 7 лет. Детский сад был новинкой и никто не предполагал, что дошкольник будет учиться в нём читать и считать. Отсутствие внешней стимуляции развития не исключала того факта, что в то время было столько же умных и столько же не очень умных детей как и сейчас. Мне кажется, что теория раннего обучения младенца стала причиной многих эмоциональных расстройств, в том числе и детской бессонницы.
Некоторые младенцы, которым стремятся создать специальные условия для того чтобы они выросли гениальными, например показывают в 4 месяца карточки с цифрами и буквами оказываются достаточно умными для того чтобы поступить с ними соответственно своему возрасту тянут их в рот чтобы съесть. Создаётся впечатление что родители думают что всё потеряно если их двухлетний или трёхлетний ребёнок не научится читать, цитировать Шекспира, играть на скрипке или говорить по-японски. А дети начинают нервничать, не понимают, что от них хотят. Все эти намерения взрослых не имеют ничего общего с ходом естественного развития и вполне вероятно, что именно они становятся причиной детской бессоницы.
Многие педиатры с которыми я беседовала в последнее время говорили мне что сейчас они гораздо больше занимаются болезнями внутренних органов, потому что у многих детей обнаруживаются язва, колит, мигрень, выпадение волос и другие заболевания, которые раньше связывались со стрессом у взрослых. Но давайте вернёмся ко сну. Хотя на самом деле это лишь малая часть явлений связанных со здоровьем малышей. Чем отличается жизнь маленького ребёнка сегодня и полвека назад, прежде всего тем что почти половине детей приходится пережить развод родителей. Поскольку маленькие дети не понимают почему это произошло они обвиняют в этом себя. Дети дошкольного возраста сегодня стали частью более беспокойного шумного и стремительно меняющегося образа жизни, чем их сверстники жившие в другие времена. Стиральные машины грохочат, гигантские грузовики ревут, как танки, вы идёте с ребёнком не в маленький магазинчик, а в огромной универсам. Немногие малыши придерживаются простого жесткого режима. Вместо этого они повторяют вслед за родителями любые отступления от него, что также делает их жизнь более нестабильной. Больше всего это относится к телевизору, стимуляции постоянно подрывающие крошечный несозревший мозг по несколько часов в день. И конечно это все новые продукты полные консервантов и прочих химических веществ, которыми питаются не только взрослые, но и дети. Жизнь взрослых тоже изменилась. Планета делается невероятно перенаселенной, безумное скопление стекла, бетона и машин, обесчеловеченные города. Восхитительные леса, поля и маленькие городки былых времён заменили супер автострады и небоскребы. Возросла экономическая необходимость работать обоим родителям. Всё больше женщин должны работать для удовлетворения своих собственных потребностей. Детей перебрасывают с рук на руки, быстро поднимают в 7:00, одевают, кормят завтраком и отводят в детский сад, где они проводят целый день пока вечером их не заберут домой. Как это не похоже на большую семью жившую 100 лет назад, тогда конечно тоже были свои проблемы, Но условия жизни маленького ребенка во многом отличались от сегодняшних и не были такими безумными. Может быть мы никогда не возвратим вновь спокойствия былых времен, но мы должны сделать всё для того чтобы облегчить ребенку восприятие окружающего мира. Для этого необходимо убрать половину всех развивающих игрушек из кроватки и манежа, пара погремушек, мягкая кукла, мячик - этого вполне достаточно для того чтобы малыш спокойно играл. Для умственного и эмоционального развития младенца намного важнее чтобы у него была возможность дрыгать ножками, протягивать ручки и вертеться, куда полезнее взять его на руки и поговорить с ним. Постарайтесь сделать жизнь ребенка более спокойной. Конечно для того чтобы развиваться, ребёнок нуждается в стимуляции, но не в безумной, неупорядоченной, подавляющей.
Отход ко сну должен быть почти ритуалом. Это один из тех моментов когда родители могут полностью контролировать обстановку. Сначала тёплая ванна. Каждый день и в одно и то же время. Каждой игрушки говорится "Спокойной ночи", ребёнок целует её и укладывает в кроватку. Замечательная снотворное перечисление всех тех кто любит малыша и желает ему Спокойной ночи. Если жизнь ребенка беспокойная, неупорядоченная, родители развелись и его надолго оставляют в детском саду, днём было слишком много впечатлений, мама и папа за завтраком кричали друг на друга, - перед сном можно поговорить с ним об этих событиях, попросив малыша рассказать о том что он чувствует. Всевозрастающая тревога родителей по поводу бессонницы у их малышей отражает те перемены которые произошли в обществе за последние несколько десятилетий и привели к установлению не детского, а Антидетского образа жизни. Всё чем мы можем способствовать тому чтобы режим дня ребёнка стал более размеренным, спокойным, естественным и неторопливым, всё это должно обеспечить более Спокойные ночи.