Местные жители говорят уже о том, что в Хабаровске введено де-факто прямое федеральное правление и смысл в назначении Дегтярева именно в этом. Москва уверена, считают политологи, что решающим в разрешении конфликта станет фактор времени.
Первые сутки назначенного президентом исполняющего обязанности губернатора, проведённые им в Хабаровске, показали: Дегтярев не смог завоевать авторитет у жителей края, которые поддерживали Фургала, и сейчас выходят на митинги. Дегтярёв всё время оттягивал встречу с протестующими и даже с журналистами. Сейчас местные источники утверждают, что он уже может к ним не выходить — «свой страх перед толпой он показал».
В целом это мнение разделяют и политологи. В частности, Евгений Минченко, опубликовавший в русском Forbes подробный обзор первой встречи Дегтярёва с Хабаровском.
Судя по его первым действиям и комментариям в соцсетях, полагает эксперт, президентский назначенец «заходит в регион со скрипом». Минченко вспоминает старую пословицу, которая гласит, что «у вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Похоже, Дегтярёв свой первый шанс упустил. Он, указывает Минченко, до сих пор не сказал того, что от него ждали: что он считает Фургала невиновным, что требует судить его справедливым судом присяжных и в случае оправдания готов вернуть на должность губернатора.
«Если ты хочешь вести людей, сначала следует к ним присоединиться и хотя бы отчасти принять те идеи, которые ими владеют. Можно понять нерешительность в человеке, назначенном президентом, однако, если перед Дегтяревым стоит задача стать новым лидером протестных избирателей Хабаровска, он должен говорить с ними на одном языке», — пишет политолог.
Кроме того, по его мнению, далеко не монолитна позиция в местной организации ЛДПР, которая, в принципе, могла бы поддержать Дегтярёва. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что уже два депутата регионального парламента покинули партию как раз в связи с назначением Дегтярёва.
В назначении Дегтярёва Минченко видит альтернативную логику — логику «системной партийной политики федерального центра». «С одной стороны, — полагает политолог, — за решением о назначении представителя ЛДПР стояло, конечно, намерение снизить градус протестов. Однако, с другой стороны, сказалось, возможно, и нежелание доводить до отчаяния Владимира Жириновского, учитывая, что это давний и заслуженный партнер власти... Бить с ним горшки в условиях не самых лучших рейтинговых показателей у власти — затея потенциально опасная».
Важнейшим сейчас, по мнению Минченко, становится фактор времени. В этом смысле для Кремля назначение Дегтярёва становится очень комфортным решением: протесты в Хабаровске становятся проблемой партии, а центр как минимум получает запас времени и пространство для маневра.
Но поможет ли это погасить протесты? Евгений Минченко считает, что да. Это доказывают предыдущие протестные акции по схожим поводам: в Приморском крае, где были протесты в связи с арестом мэра Владивостока Игоря Пушкарева, в Дагестане, где было массовое недовольство арестом мэра Махачкалы Саида Амирова. Вероятно, и в Хабаровске Кремль сумеет «перетерпеть» местных рассерженных жителей.
Они уже склонны считать Дегтярёва не полноценным губернатором, а «наместником, полпредом Москвы». Поэтому вопросы с силовиками и с карантином будет решать не он, а «Трутнев или кто-то в Москве». Поскольку в Хабаровске введено де-факто прямое федеральное правление и смысл в назначении Дегтярева именно в этом: он не должен мешать.
А если и будет мешать — ничего страшного. Ситуация складывается так, что парадоксальным образом, чем хуже пойдут дела у Дегтярёва, тем лучше будет для Кремля. Он для московской власти — представитель оппозиции. Вот пусть вся Россия увидит, какая эта оппозиция убогая и никчемная. А хабаровчане увидят, что выбора у них на самом деле нет. То есть выбирать можно, но только между бессмысленным юнцом и патриотом-профессионалом из президентской гвардии. Так что лучше уж смириться.