Дряхлый и больной, он все-таки надеялся на чудо: что у королевства будет наследник. Он стал последней надеждой своего народа, и пытался сопротивляться буре обстоятельств. Но ему отказали в праве продолжить династию. И Энрике Португальский, король-кардинал - единственный подобный правитель Европы - попросту сдался. Он назначил совет из пяти регентов, рассчитывая, что те примут верное решение. К сожалению для правящей Ависской фамилии, это оказалось ошибочным решением.
Так бывает во многих королевских домах: пышное генеалогическое древо столетиями цвело, давало россыпь плодов, но внезапно завяло. В XIV веке ушла в небытие старшая ветвь французского дома Капетингов, в XV столетии почти ничего не осталось от Йорков и Ланкастеров, а в XVI-м пришел черед Ависской династии. Должно сказать, что она тоже имела отношение к легендарным Капетингам, будучи побочным ответвлением от рода бургундцев.
В начале века не было ни малейших признаков грядущего упадка, ведь у короля Мануэла Счастливого оказалось целых восемь сыновей от трех жен. Разумеется, речь идет не о гареме. Молодые женщины последовательно вступали в брак с государем Португалии. Любопытно, что супруги короля приходились друг другу близкими родственницами: первые две, Изабелла и Мария, были родными сестрами, а третью жену Мануэл выбрал из того же семейства– племянницу обеих.
При таком изобилии наследников, восьмой ребенок от второй жены, Энрике, не имел ни малейших перспектив занять трон. Поскольку роли распределялись достаточно рано, и уже сложилось представление, кто и какой титул из мальчиков получит, то младшенького направили в религиозное русло.
Этот выбор сделали с далеко идущими целями: позиции Португалии в Риме намного проигрывали испанским, и в королевской семье решили «вырастить будущего понтифика». Тем более что Энрике отличался от многих своих братьев серьезностью, вдумчивостью, аналитическими способностями и довольно флегматичным темпераментом. Там, где требовались напор и сила, мальчик действовал умом и смекалкой. И выигрывал! Король Мануэл был доволен: кажется, дело сладится!
«Карьера» Энрике шла в гору: он стал архиепископом, затем Великим инквизитором, а в 1545 году, в возрасте 33 лет оказался рукоположен в кардиналы. Бывали, конечно, кардиналы и моложе. Но чаще – куда более возрастные люди. Ависская династия имела основание надеяться заполучить своего Папу Римского.
Но во дворце дела шли неважно. Королевские дети, вслед за Мануэлом, покидали этот мир один за другим. Внуки оказались еще менее жизнеспособными: принц Жуан Мануэл скончался в семнадцатилетнем возрасте! Счастье еще, что успел оставить наследника, крошку Себастьяна. Этому трехлетнему мальчику в 1557 году и достался трон Португалии.
История Себастьяна I трагична и коротка, о ней я писала в этой статье. Поэтому скажу лишь, что молодой человек, воспитанный в восторженно-рыцарском ключе, ввязался в одну опасную авантюру в Марокко. Где и погиб в 1578-м. Другими прямыми наследниками, кроме кардинала Энрике, Ависская династия не располагала.
Это был удивительный случай в истории: кардинал стал королем! Конечно, пожилому человеку (а ему перевалило за 65) следовало бы жениться и попытаться произвести на свет детей. Но… Энрике понимал, что возраст работает против него. Он был стар, болен, с трудом передвигался. Какие уж тут радости отцовства! А еще папа Григорий XIII наотрез отказался освободить его от сана священника. То есть, жениться король-кардинал никак не мог!
Понтифик играл против Португалии: согласно давно составленным документам, при отсутствии наследников, королевство переходило в руки… Испании. А папа Григорий был теснейшим образом связан с Габсбургами.
Уже понимая, что его дни сочтены, Энрике Португальский выбрал пятерых знатных людей королевства, чтобы они составили регентский совет. Король-кардинал был уверен, что они определят достойного претендента, когда придет время. Слабая надежда сохранялась, ведь был один обломок династии, Антониу, внук Мануэла. Мальчик родился незаконнорожденным (его родители – инфант Луиш и простолюдинка не вступали в брак), но все-таки в нем текла кровь португальских королей…
Однако Энрике просчитался. Когда его не стало, регентский совет предпочел пойти по пути наименьшего сопротивления. Антониу даже не рассматривали в качестве претендента на трон. А ведь в одной из португальских провинций его провозгласили законным королем! Но Совет признал наследником испанского Филиппа II Габсбурга.
Антониу еще попытался побороться за власть: в разные годы его поддерживали королева Екатерина Медичи и королева Елизавета I Английская. Но даже флот Дрейка не помог претенденту отвоевать корону. Он так и умер в Париже, мечтая о Португалии.
А король-кардинал нашел последнее пристанище в Лиссабоне. Помимо сана он был также магистром четырех орденов, включая Орден Рыцарей Иисуса Христа. Как известно, именно он пришел на смену Ордену Тамплиеров в Португалии (подробнее об этом читайте здесь). Так что Энрике Португальский был не только королем-кардиналом, но и королем-тамплиером.
#наука #мифы и легенды #традиции и обычаи разных стран #португалия
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш и читайте больше увлекательных статей, посвященных истории Европы и России!
Не забывайте про Лайки: они помогают развитию канала!