Найти тему
Газета "Премьер"

Башня молчания

Лауреат Нобелевской премии академик Иван Павлов проводил эксперименты над собаками в специальной «тюрьме», построенной на деньги... вологодского миллионера.

Но это были не те знакомые со школы опыты с мнимым кормлением, когда у бедных животных с перерезанным пищеводом (несчастных мучениц науки так и назовут: собаки Павлова) рефлекторно начинался выделяться желудочный сок. На сей раз светило физиологии замахнулся на святое — мозг...

В 1903 году 54-летний Иван Павлов сделал доклад на XIV Международном медицинском конгрессе в Мадриде. И в следующем, 1904 году Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желёз была вручена именно ему — он стал первым российским нобелевским лауреатом. | Фото с сайта wikimapia.org
В 1903 году 54-летний Иван Павлов сделал доклад на XIV Международном медицинском конгрессе в Мадриде. И в следующем, 1904 году Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желёз была вручена именно ему — он стал первым российским нобелевским лауреатом. | Фото с сайта wikimapia.org

Область интересов

Справедливости ради отметим: родившийся в многодетной рязанской семье и окончивший духовное училище Иван Павлов (предки его и по отцовской, и по материнской линии — священнослужители) сам был не в восторге от того, что ради науки приходится мучить собак. В отношении подопытных он испытывал «тяжёлое чувство сожаления».

«Когда я режу, разрушаю живое животное, я глушу в себе едкий упрек, что грубой, невежественной рукой ломаю невыразимо художественный механизм. Но переношу это в интересах истины, для пользы людям… Медицинский врач лечит человека, а ветеринарный врач — человечество», — подчёркивал профессор.

Конечно, маститый экспериментатор лукавил, называя себя ветеринаром. За 10 лет «возни» с собаками Павлов, по существу, заново создал со­временную физиологию пищеварения.

Кстати сказать, знаменитый физиолог в своей санкт-петербургской «вот­чине» — Институте экспериментальной медицины — работал не только с собаками, но и с... детьми, чаще всего сиротами. Только спокойствие — никаким изу­верствам дети не подвергались. Для исследования рефлексов им накладывали внешние (!) датчики на протоки слюнных желез. Но и эти эксперименты вызывали вой на Западе...

Между тем в процессе изучения условных рефлексов учёный пришёл к необходимости максимально изолировать подопытных (собак, а не детей) от воздействия внешних раздражителей. С этой целью Павлов разрабатывает проект специального здания с двумя так называемыми Башнями молчания, содержащими экспериментальные камеры, разделенные пространственно винтовыми лестницами и переходами с бесшумным покрытием.

Вот только денег на осуществление мечты всё никак не находилось.

Рука помощи

...Это строение из красного кирпича (его так и называют: Башня молчания) и поныне высится во дворе среди других строений Института экспериментальной медицины на Каменноостровском проспекте в Санкт-Петербурге. Возводить Башню начали в 1913 году и успели закончить аккурат до революций 1917 года. Но проект-то у нобелевского лауреата возник гораздо раньше.

Деньги на строительство (вернее, первые 50 тысяч рублей) Павлову удалось заполучить, когда он обратился в Леденцовское общество — точнее, «Общество содействия успехам опытных наук».

Оно было основано на средства известного вологодского предпринимателя и миллионера Христофора Семёновича Леденцова (1842-1907), знавшего, между прочим, восемь языков. Согласно завещанию мецената, всё его имущество следовало распродать, а деньги вложить в государственные процентные бумаги, которые и составили капитал общества. Деньги, надо сказать, там скопились немалые — счёт шёл на миллионы рублей.

Вологжанин Христофор Леденцов не только вписал своё имя в историю науки, но и успел побывать градоначальником Вологды. | Фото с сайта wikimapia.org
Вологжанин Христофор Леденцов не только вписал своё имя в историю науки, но и успел побывать градоначальником Вологды. | Фото с сайта wikimapia.org
«Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений» было зарегистрировано Министерством народного просвещения 24 февраля 1909 года. Уже в мае оно получило имя Леденцова и его личный девиз — «Наука. Труд. Любовь. Довольство». За период работы (1909-1917 годы) общество финансово помогло выдающимся научным исследованиям пионера космонавтики Циолковского, химика Менделеева, апологета воздухоплавания Жуковского и многих других учёных и изобретателей. Ивану Павлову в 1910 году деньги были выделены «на создание лаборатории по изучению высшей нервной деятельности, для строительства соответствующего здания и приобретения научного оборудования».

Павлов с толком использовал выделенные ему средства, ни копейки не потратив на себя. Видя это, кураторы Леденцовского общества в октябре 1917 года успели выделить академику ещё 10 тысяч рублей «на расширение исследований».

Гармония изоляции

Башня молчания — это три этажа, четыре лестничных пролёта и два башенных отсека. Их соединяют длинные коридоры, здесь их называют крестами. Всего в башне было 18 кабинетов, из которых 6 — экспериментальные. Чтобы подняться к самому высокому, нужно преодолеть больше восьмидесяти ступенек.

Двери в экспериментальные камеры массивные, тяжёлые — около ста килограммов. А есть ещё и внутренние двери. Вся камера подвешивалась за одну-единственную точку наверху. Внутри каждой такой камеры находилась ещё одна — для собаки. Животное фиксировалось в так называемом станке двумя ремнями. Сам исследователь находился вне камеры, следил за животным при помощи перископа и подавал подопытному звуковые и световые сигналы. (Сейчас в первозданном виде сохранена только одна такая экспериментальная камера, остальные переделали под современные нужды).

Правда, против всех ожиданий собаки «отказывались» работать в условиях такой изоляции и демонстрировали явно ненормальное поведение: они... засыпали. Проведя в Башне молчания немало опытов, Иван Павлов пришёл к выводу, что для нормальной работы мозга необходим постоянный приток внешних раздражителей, а однообразие и монотонность впечатлений снижают тонус коры мозга.

Любопытно, что и сейчас в изолированной от внешнего мира Башне молчания ученики учеников Павлова продолжают эксперименты. Но другие — на людях. Пациент, страдающий неврозом, надевает шлем с электродами, а сигналы от четырёх электродов, смешиваясь, превращаются в звук. Пациент слышит звук, но при этом неприятные ноты исчезают. Мозг бессознательно гармонизирует звук — а значит, и самого себя. Повторяя эти процедуры, исследователи добиваются реального улучшения состояния пациента. Называется всё это «акустическая био­логическая обратная связь».

...В знак признательности собакам возле Башни молчания поставлен памятник. Кстати сказать, ни одна из засыпавших во время опытов Павлова дворняжек не пострадала. Они потом ещё долго жили при Институте экспериментальной медицины, не ведая, что здорово продвинули науку вперёд

Алексей Анатольев

Полностью материал читайте на сайте газеты «Премьер». Подписывайтесь на наш канал!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц