Джон Маллиган, директор по взаимодействию с рынками World Gold Council (Всемирный совет по золоту), в интервью порталу Finversia.ru, рассказал об устойчивом спросе инвесторов на золото, о том, что обесценивание валют вследствие накачки рынков деньгами весьма вероятно, и почему золото может быть интересно не только в период инфляции, но и в период дефляции.
Автор: Федор Чайка
– К какому сценарию восстановления вы склоняетесь и считаете его наиболее вероятным? Сценарий U или сценарий W?
– Скорость, масштаб и серьёзность последствий пандемии чрезвычайно затрудняют определение вероятных сценариев и потенциальных путей восстановления. Но различные и очень существенные проблемы, с которыми сталкиваются политики, стремящиеся перезагрузить экономику, склоняют ожидания инвесторов в сторону более медленного (U-образного) восстановления. При этом потенциальные волны распространения заболевания, из-за которых предполагается W-образное восстановление, вероятно, останутся значительной угрозой, по крайней мере, до конца года.
Текущие оценки, например, таких организаций как МВФ и Всемирный банк, предполагают, что мировая экономика сократится примерно на 5% за год. Однако отсутствие ясности относительно траектории COVID-19 делает экономические последствия пандемии крайне непредсказуемыми.
Последствия для инвестиционных стратегий и спроса на золото должны быть немного более ясными. Независимо от вероятных сроков и путей восстановления, это, скорее всего, произойдет в условиях повышенной неопределенности и усиленной волатильности. Как мы уже видели сразу после пандемии, эти условия заставляют инвесторов искать активы, которые выступают «рыночной страховкой» и являются надежным средством сбережения. И все большее количество таких инвесторов, в первую очередь, по всей видимости, обращают внимание на золото.
В нынешних условиях мы видим, что даже те инвесторы, которые в настоящее время отдают предпочтение более рискованным активам в ожидании относительно быстрого восстановления, держат часть своих средств в золоте «для страховки».
– Какой будет цена унции при этих вариантах в ближайшие 6-12 месяцев?
– Мы не можем предсказывать цену золота. Однако мы уверены, что условия, которые привели к такому высокому инвестиционному спросу на золото в течение года – особенно после пандемии – вряд ли скоро исчезнут. Поэтому мы ожидаем, что спрос на золото как актив-убежище и надежное средство сбережения будет устойчивым в течение 2020 года. С высокой долей вероятности это поддержит продолжающийся рост цен на золото.
– А если восстановление затянется на долгие годы – как во времена Великой Депрессии? Как поведёт себя в этом случае золото?
– Выявить долгосрочные последствия пандемии COVID-19 весьма проблематично, и к любым прогнозам следует подходить с большой осторожностью. Но текущие рыночные реакции и недавняя динамика активов в связи с пандемией позволяют предположить, что, учитывая степень рисков спада, золото может превзойти большинство основных активов в течение некоторого времени. Это, безусловно, имело место в 2020 году, когда стоимость золота приближалась к рекордным максимумам в ряде валют, даже когда большинство основных классов активов упало.
Проблемные точки экономики, такие как низкие возможности дохода, низкие процентные ставки, тяжелое долговое бремя, направили внимание многих инвесторов в сторону золота еще перед введением ограничительных мер в связи с COVID-19.
Если перспектива восстановления экономики откладывается, а депрессивные условия оказываются гораздо более трудно преодолимыми, чем сейчас надеются, мы можем ожидать, что использование золота в качестве защитного «страхового» актива и средства сбережения станет еще более популярным среди широкого круга инвесторов.
И, в отличие от времен Великой депрессии, золото сейчас более доступно и понятно гораздо более широкому кругу инвесторов по всему миру.
Но любой продолжительный спад в экономике также может негативно повлиять на некоторые аспекты рынка золота: потребительский спрос и покупки ювелирных изделий, скорее всего, продолжат испытывать трудности, если восстановление будет слабым. Тенденции роста на рынке золота в долгосрочной перспективе, вероятно, будут зависеть от восстановления доверия потребителей и ожиданий доходов, особенно в странах с развивающейся экономикой.
– Эксперты, которым я доверяю, пророчат цену золота к концу года на уровне в $2000 за тройскую унцию. Разделяете ли вы такой прогноз?
– Как было отмечено ранее, мы не можем предсказать цену золота. Однако условия, о которых я упоминал, вероятно, приведут к дальнейшему росту инвестиционного спроса на золото, что, скорее всего, будет способствовать сохранению роста цен.
– В первой половине года золото выстрелило почти на 17% (в долларах и евро), актив стал самым прибыльным среди других. Однако накачка рынка деньгами продолжается уже десятилетие. Почему золото вдруг «опомнилось» только во время нынешнего кризиса?
– Недавняя реакция отражает более широкую осведомленность инвесторов о макроэкономических уязвимостях и рисках, которые не были в центре внимания многих инвесторов, поскольку они стремились к относительно краткосрочной доходности на быстрорастущих фондовых рынках. Тем не менее, еще до пандемии институциональные инвесторы выражали растущую обеспокоенность по поводу будущих экономических перспектив, о чем свидетельствует увеличение покупок золотых ETF-продуктов. С тех пор эта тенденция только ускорилась.
Но, в более общем плане, связь между денежной массой, количественным смягчением и инфляцией оказалась более сложной, чем некоторые аналитики считали ранее. Как мы видели после финансового кризиса 2007-2008 годов, все еще ведутся споры о том, столкнемся ли мы сразу с инфляционным или рецессионным давлением.
Однако похоже, что обесценивание валюты может стать неизбежным следствием недавней политики. Аналитики считают обесценивание «весьма вероятным» последствием.
Но инвесторы всегда держат в уме угрозу или ожидание инфляции и последующее сокращение благосостояния, даже если они не уверены точно, когда это может произойти. И именно это ожидание и необходимость «страховки» от возможной инфляции часто возвращают инвесторов к золоту.
– Самым доходным золото оказалось для южноафриканской и турецкой валют (45% и 34,5%). А какая валюта окажется самой доходной в золоте во второй половине года?
– Это в большей степени вопрос о предполагаемой силе или слабости национальных валют и экономик ключевых рынков золота. Предоставление последовательной, рациональной перспективы на всех этих рынках – как с точки зрения добычи и производства золота, так и учитывая потребление металла – просто выходит за рамки любого краткого ответа.
Тем не менее, разнообразие драйверов на этих очень разных рынках является ключевым фактором сбалансированной и устойчивой динамики рынка золота.
– Как, по-вашему, поведут себя центробанки развивающихся экономик, которые в последние годы активно наращивали долю жёлтого металла в своих ЗВР? Будут покупать активнее? Или в том же режиме, что и раньше?
– Существует множество различных причин, по которым конкретный центральный банк может покупать золото. Но, как правило, центробанки стремятся добиться большей диверсификации. Существует очень мало других глобальных активов, которые являются доступными и ликвидными и которые исторически и практически доказали свою способность обеспечить большую стабильность портфеля. Эти факторы помогают объяснить неизменную популярность золота для центральных банков и существенные покупки за последнее десятилетие. Недавние кризисные условия, похоже, только усилили эту популярность. Тем не менее, последние несколько лет мы наблюдаем заметные уровни покупок, повышение уровня не может повторяться каждый год, особенно если центральные банки озабочены очень острыми проблемами, например, обусловленными последствиями пандемии.
Однако многие центральные банки в развивающихся странах по-прежнему недооценивают золото. По крайней мере, с точки зрения диверсификации. Поэтому в обозримом будущем мы, вероятно, будем наблюдать устойчивый спрос с их стороны, даже если такой спрос не всегда будет иметь тенденцию к росту.
– Какие игроки будут задавать тон на рынке золота во второй половине года? Центробанки, частные инвесторы, институционалы, конечные потребители металла?
– Инвестиционный спрос, вероятно, останется самым динамичным фактором, стимулирующим рост рынка золота. Это, в свою очередь, может привести к относительно высокой цене. Институциональный спрос был основным источником роста на рынке, о чём свидетельствуют рекордные уровни покупок золотых ETF в этом году: более 770 тонн на сумму более $212 млрд.
Но, в дополнение к высокому спросу на золотые ETF, мы можем ожидать, что, когда ограничительные меры полностью снимут, а розничная торговля и дистрибуция восстановятся, спрос на частные/розничные инвестиции также будет расти довольно быстро, так как люди получают доступ к физическим золотым продуктам, которые были недоступны в течение большей части первого квартала. Мы уже видели высокий спрос на небольшие слитки и монеты, особенно в Европе, непосредственно перед введением ограничений, и с тех пор этот спрос мог еще больше увеличиться.
– Мир уже давно находится во власти падающих, а не растущих цен – несмотря на избыток ликвидности на рынках. Традиционно золото спасало капиталы от инфляции, но смогут ли инвестиции в золото спасти от дефляции? Ведь, очевидно, что низкие ставки — это серьёзно и очень надолго.
– Хотя золото исторически защищало инвесторов от экстремальной инфляции (когда годовая инфляция поднимается выше 3%, цена золота в долларах США, в среднем, растет примерно на 15%), исследования показывают, что оно может также процветать во время дефляции, хотя данные и носят ограниченный характер. По данным независимого анализа, золото показывает хорошие результаты в периоды низких процентных ставок и сильного финансового кризиса, когда инвестиционный спрос обычно растет. Это обычно приводит к повышению цены. Перспектива сохраняющихся низких и даже отрицательных процентных ставок, а также неудовлетворительная динамика активов, таких как суверенные облигации, которые традиционно использовались в качестве источника стабильного дохода, в течение нескольких лет склоняли инвесторов к золоту. Эта тенденция может укрепить текущие условия.
– Какую долю золота в портфелях частных инвесторов вы бы порекомендовали держать?
– Мы не даем инвестиционных советов. Уровень владения золотом в каждом конкретном случае отражает многие аспекты, включая цели и устремления инвестора, уровень допустимого риска или неприятия, другие активы, которыми владеют инвесторы, и их временные горизонты.
Однако широкий спектр анализа роли золота в сбалансированном портфеле предполагает оптимальную долю золота, например, в 5-10% портфеля для инвесторов, которые ориентируются на долгосрочную перспективу. Но некоторые инвесторы могут посчитать такой подход консервативным, если у них в портфеле нет других «балансирующих» активов или они потенциально подвержены определенному набору рисков.
В нынешних условиях, в условиях жесткой напряженности на рынках и уязвимости в ряде классов активов, можно ожидать оптимального распределения золота в верхнем пределе обозначенного диапазона, и возможно, даже выше традиционных рекомендаций.