Найти тему
GeekBrains

5 ВЕРНЫХ СПОСОБОВ ПРОВАЛИТЬ СТАРТАП: PRODUCT MANAGEMENT НАОБОРОТ

Проект провален. И его провалил я. Осознание этого факта пришло не сразу. Пока взгляд прыгал по цифрам свежего отчета, оно проявлялось всё отчетливее, наливалось тяжестью и наконец вдавило в землю. Практически все ключевые метрики по-прежнему показывали негативную динамику. MVP просто не работал. Времени для возвращения проекта на прямые рельсы больше не было. Крах. Фиаско.

Здравствуйте. «Меня зовут Алексей К. И я только что провалил свой проект». Именно эту фразу я повторял снова и снова четыре года назад, когда пришло осознание - год работы над кейсом ушел в никуда, всё кончено.

В ту пору я не подозревал, что крутость продакт-менеджера растёт пропорционально количеству загубленных им кейсов. И хорошо, что не подозревал - как начинающий product-менеджер многообещающего стартапа по продаже цифровой техники, я свято верил в некие постулаты, которые оказались в корне неверными. А наступать на одни и те же грабли – не полезно и очень даже вредно. И поэтому фэйлы приводят к успеху, только если постоянно заниматься поиском своих грабель и выкидывать их без жалости на грабельную свалку.

«ЧТО Я СДЕЛАЛ НЕ ТАК?»

Когда проект закрылся, я взял время чтобы остановиться, подумать и порефлексировать над полученным опытом. И как оказалось – не зря. Потому что в своём неудачном опыте я нашел столько садовых инструментов, что хватило бы на специализированный магазин. Вот некоторые из моих ошибок, многие из которых знакомы каждому продвинутому специалисту в этой сфере:

1) Излишняя клиентоориентированность

Когда начинаешь работу над проектом, то план «хочешь сделать популярный продукт – спроси аудиторию как» кажется идеальным. Действительно, кто как не публика знает о своих желаниях больше всего. Давайте спросим ее. ОК, спросили. И оказалось, что аудитория – это не строгий сдержанный мужчина во фраке, а многоглавая Гидра, которой подавай всё и сразу. Во время разработки проекта мы решили угодить всем – и тем, кому нужна была доставка всеми курьерскими компаниями на всём белом свете, и тем, кому нужен был интерфейс сайта потемнее, и тем, кому – посветлее. А в итоге – полная управленческая дезориентация.

2) Определение проблем и задач клиентов посредством опросов.

В свое время мы потратили многие рабочие часы на составление опросов для выяснения проблем аудитории. В результатах получали голые цифры по заранее придуманным проблемам (нами же!) и пытались прикрутить их к проекту. Но так это не работает! С помощью методов количественного исследования невозможно общаться с вашей ЦА! К сожалению, я понял это немного позднее, чем следовало.

3) Неумение работать с фидбеком

Что я имею ввиду под этим? Не стоит пытаться «объяснить» юзеру его негативный опыт. Это не пользователь «нажал не ту кнопку» или «указал недопустимое значение», это ваш продукт работает не так как должен, есть сбой в onboarding-процессах. И это надо исправлять. Быстро.

4) «Золоченный» MVP

Пожалуйста, запомните, что именно аббревиатура MVP означает - Minimum Viable Product (минимально жизнеспособный продукт). Это ваш проект, но работающий с минимальным набором основных функций, который поможет понять в каком направлении двигаться, где пользователям хорошо, а где – не очень. Не тратьте ресурсы и время на прикручивание фич, которые не являются основными. Иначе Вы потратите их в никуда. Потому что вы исказите восприятие вашего проекта ЦА и получите гору фидбека по продукту, который по сути своей не является вашим. Потерянные ресурсы, потерянное время.

5) Пренебрежение unit-экономикой

Работая над своим кейсом, мы думали лишь об одном – получить клиента несмотря ни на что. И клиенты, действительно, были. Пусть у проекта были проблемы, пусть в фидбеке была доля негативных отзывов, и пусть даже не каждый привлеченный юзер оказывался конверсионным, но тем не менее, конверсии совершались. А тем временем общая убыточность проекта росла. Оказалось, что на привлечение клиента мы тратили больше, чем получали с него прибыли. Без расчета экономической модели проекта мы загубили его на раз-два.

«СОБЕРИСЬ И ПРОДОЛЖАЙ»

Прошло четыре года, и я по-прежнему пытаюсь. Опыт, полученный с первого проекта, помог мне запустить кое-как второй. Сейчас я уже не начинающий продакт-менеджер, а всё более продолжающий. Первый горький опыт помог понять – закреплять полученные знания нужно только практикой. А много знаний не бывает.

Посему я постоянно ищу различные курсы по запуску и ведению MVP. Подобные курсы — это едва ли не единственный способ сегодня получить/отточить свои навыки в этой сфере. Лично мне встречались неплохие курсы, но чаще всего откровенно неприемлемые.

-2

«НЕ ПРЕКРАЩАЙ УЧИТЬСЯ»

Да, тема образования для молодых бизнесменов, продакт-менеджеров и продакт-теоретиков мрачна и неблагодатна. Но тем приятнее для меня было прочитать о курсе, на который мне не только захотелось записаться, более того – я сожалею, что четыре года назад подобной программы у меня не было.

Речь идёт об максимально прикладном онлайн-курсе по продакт-менеджменту от GeekBrains и Альфа-банк. Курс начинается 6 августа. За три с половиной месяца преподаватели научат:

⮚ Начальному тестированию концепта продукта

⮚ Первичному и вторичному исследованию рынка и конкурентов

⮚ Общаться с аудиторий с помощью интервью (да-да, никаких больше опросов!)

⮚ Расчёту UNIT-экономики (на самом деле это несложно)

⮚ Разбираться в метриках

⮚ Запускать адекватный MVP

… а также, как настраивать аналитику, как строить эффективную воронку продаж и многое другое.

В рамках программы проходят практические задания и разборы домашних заданий. Лучшим студентам предложат стажировку в Альфа-Банке на позиции Junior Product Manager или пилотный запуск продукта совместно с Альфа-Банком.

Лично мне курс приглянулся тем, что организаторы ставят одной из задач – помочь начинающим специалистам преодолеть страх запуска нового проекта. Для меня каждый новый проект – огромный стресс. Возможно, всё дело в отсутствии единой теоретической базы, всё-таки много практики без теории тоже не всегда хорошо.

Вот что говорит по теме в своём фейсбуке Евгений Паршин, автор курса:

Пост в Facebook от Евгения Паршина, автора курса, СPO в Альфа-Банк:

“4.5 года назад я ушел из найма в бизнес и открыл магазин автозапчастей - это было одно из самых важных решений. Благодаря этому решению, я в итоге оказался в IT и продуктовом менеджменте. С тех пор многое изменилось, я научился тестировать спрос на новые продукты за 3 дня и 0 рублей, например :)

Так вот, я прекрасно помню все страхи, сомнения, ошибки и опыт, который я получил. Внезапно, оказалось, что такие страхи не только у меня.

В итоге, я автор и куратор курса по запуску продуктов, который поможет преодолеть страхи запуска и научит запускать быстро, дешево и классно (без перекосов, да).”

Да, как говорится, ничто не ново под луной. Мои страхи, Ваши страхи – всё это было уже не раз и будет еще столько же. А значит преодолеть их реально, главное учиться на ошибках, собирать свои грабли и наблюдать за чужими. Держите нос по ветру в мире product-менеджмента. До скорых встреч.

Вот тут можно узнать о курсе побольше и даже записаться на него:

https://faststartprodmanag.geekbrains.ru/