Перед нами облачение архиерея.
Как и большинство церковных терминов, слово архиерей пришло к нам из греческого языка. Оно состоит из двух корней. Архи – в переводе означает «начальник», «первый». А, соответственно, иерей – «священник». Получается «начальник священников» или «первый священник», «первосвященник».
Кто же такой архиерей?
Так называются православные священнослужители, стоящие на высшей, третьей степени-ступени священства, в отличие от пресвитеров (кого мы обычно не очень точно зовём священниками) и дьяконов. Архиерей имеет право совершать все церковные таинства, в том числе и рукоположение новых священников и дьяконов. Причём совершать рукоположение может только и исключительно архиерей. Так же только архиерей может освящать миро, которым помазывают человека после Крещения. Таким образом, вступление в Церковь, происходящее через Крещение и Миропомазание, невозможно без архиерея. Таинство Евхаристии совершается либо самим архиереем, либо священником, которого архиерей благословляет на служение в том или ином приходе. В православной традиции это требование существует в виде запрета совершать Евхаристию без освященного и подписанного архиереем антиминса – специального плата, который кладется на алтарь при освящении храма.
Согласно православному Преданию, благодать, принятая апостолами от Иисуса Христа, передается архиерею при таинстве рукоположения. Таким образом, с апостольских времен осуществляется преемственность благодати. Согласно первому правилу апостолов, в архиереи священника рукополагает архиерейский собор.
Архиерей управляет епархией и руководит всей церковной жизнью. Ему принадлежит власть надзора и суда над местным клиром. Архиерею вверено управление церковным имуществом. Без его участия или благословения ничто не может совершаться в местной Церкви. В настоящее время титулы архиепископ, епископ и митрополит являются почетными и не имеют особых отличий, так как они охватываются общим понятием - архиерей. Из числа архиереев на поместном соборе избирается патриарх, который руководит всей жизнью поместной церкви.
К архиереям обращаются следующим образом: к епископу «Ваше преосвященство», к митрополиту и архиепископу «Ваше высокопреосвященство», к патриарху Всея Руси «Ваше святейшество» (неофициальное обращение – «Владыко»).
А что же такое архиерейское облачение, которое мы перед собой видим? Это одежда. Как? Вот этот старинный, расшитый золотом наряд, простая повседневная одежда? Конечно же, нет. Нет, нет и ещё раз нет. Если это и одежда, то совсем не простая. Архиереи не ходят в ней по делам, не работают, не едят и не отдыхают. Это не обычная повседневная одежда. Это одежда для особых случаев, говоря нашим светским языком, парадная. Она предназначена для праздников. Здесь можно вспомнить, что по-английски литургию именно празднуют to celebrate a liturgy. Облачение – это литургическая одежда. Соответственно облачение архиерея – это литургическая одежда архиерея. Литургия – это богослужение. Т.е. перед нами богослужебная одежда архиерея. Это одежда, в которой архиереи служат литургию, совершают таинства, но никогда не используют её в повседневных целях.
Богослужебные облачения архиерея, да и священнослужителей вообще делаются из дорогих тканей и богато украшаются вовсе не из-за любви к роскоши. Богослужение – это всегда выход из повседневности, обыденности. Богослужение – призвано возвысить человека над его мелкими повседневными заботами и неурядицами, над суетой. Не случайно православные образно называют богослужение «небом на земле». В литургии верующий, как бы, выходит из повседневности и входит в другую реальность. Из времени в вечность. И вся окружающая обстановка должна ему в этом помочь: архитектура храма, иконы, мерцание лампад и свечей, кадильный дым и, не в последнюю очередь, облачения священнослужителей. Поэтому облачение не должно быть чем-то обычным. Да, конечно, молиться можно везде. Но именно в храме всё устроено так, чтобы человеку ничего не мешало обратиться к Богу как к другу, напрямую.
Из чего же состоит архиерейское облачение и как называются его части?
Прежде всего, головной убор: митра. В переводе с греческого языка митра означает «головная повязка». В Древней Церкви такую повязку носили епископы в знак своего высокого достоинства. Со временем митра приобрела форму, которую мы видим перед собой. Она не случайно напоминает корону.
Верхняя одежда с короткими рукавами, покрывающая всё тело человека спереди и сзади, представляющая собой большой прямоугольный кусок материи с вырезом для головы в середине, называется саккос (от. евр. сакк – рубище, вретище, мешковина). Когда-то такую одежду из грубой ткани в знак смирения перед Христом в дни Великого поста носили византийские императоры. Однако, со временем, они приобрела более нарядный и торжественный вид.
Митра-корона и саккос были одеяниями византийских императоров. После 29 мая 1453 года, когда Константинополь был взят турками-османами (о чём так красноречиво нам напомнили недавно наши турецкие партнеры), и Византийская империя прекратила своё существование, а последний император погиб в бою, турецкий султан Мехмед II отправил императорские одежды Константинопольскому патриарху Геннадию II Схоларию. Этот жест был и выражением покровительства христианам и признанием власти патриарха как этнарха, т.е. главы всех христианских подданных султана. Затем, в течение нескольких веков, митра и саккос стали облачениями всех православных архиереев.
На плечах, поверх саккоса, архиереи носят омофор (буквально с греческого – наплечник: омос – плечо, форос - несущий) – широкую ленту с вышитыми на ней изображениями крестов, напоминающую шарф. Омофор надевается на плечи архиерея так, что огибает оба плеча и одним своим концом спускается с левого плеча спереди, а другим - с этого же плеча сзади. Это древнейший элемент архиерейского облачения. Омофоры носили ещё епископы первых веков истории христианства. Святой Симеон Солунский писал в XV веке, что архиерейский омофор изображает заблудшую овцу, которую архиерей, по образу Доброго Пастыря – Христа, возлагает на свои плечи. Такое понимание значения омофора довольно широко распространено среди православных. Однако, оно может быть существенно дополнено данными археологических исследований, согласно которым, омофоры вошли в церковный обиход из государственной практики Римской империи: такие наплечники носили представители власти – римские чиновники. Архиереи же стали использовать омофоры как знаки власти по примеру государственных служащих. После того, как христианство стало государственной религией Римской империи, архиереи были приравнены по своему положению к сенаторам.
Сбоку мы видим палицу - равносторонний ромбовидный плат, укрепленный на ленте одним острым углом. По распространённой в православном народе трактовке палица одновременно напоминает полотенце, которым Господь отирал ноги ученикам на Тайной вечери, и обозначает Слово Божие, которое есть «меч духовный» по выражению апостола Павла (Послание к Ефесянам 6; 17). По данным археологической науки плат такой формы вошёл в церковный обиход из армейской практики Древнего Рима. Подобные платы, подложенные под меч, носили римские воины, чтобы не натирать кожу ножнами.
Частью архиерейского облачения можно назвать посох. Архиерейский посох – это символ власти. Он украшается изображениями обращенных друг к другу змей как символов мудрости. В России к навершию посоха ещё крепят ткань – сулок. Она представляет собой двойной плат. Нижний плат предназначен для того чтобы рука не скользила по посоху либо была защищена от прикосновения к холодному древку, а верхний – чтобы защитить руку от морозного воздуха. Однако, в настоящее время сулок утратил своё практическое назначение, и выполняет декоративную функцию – украшает посох.
Ещё на груди архиереи носят крест и панагию. Панагию, в отличие о дьяконов и священников, носят только архиереи. Панагия - это небольшой медальон круглой формы с изображением Божией Матери, Христа или святых. Первоначально имела форму ящичка, куда можно было положить Святы Дары для причащения в пути. Со временем, панагия утратила назначение дароносицы и приобрела форму плоского медальона. В отличие от всех остальных деталей облачения, панагию архиерей может носить и вне богослужения.
Всё архиерейское богослужебное облачение может весить около 10 кг и более. Как вы понимаете находиться длительное время, и, тем более, активно действовать в такой одежде довольно трудно. Поэтому совершение богослужения архиерейским чином (т.е. порядком), а оно особо длительно, требует от людей не только незаурядных духовных качеств, но и немалой физической силы и выносливости.