Найти тему
Музей истории религии

Кто такие архиереи? Что такое митра и омофор? И почему архиереи их носят?

Облачение архиерея. Саккос, омофор, митра, палица.
XIX век. 
Шёлк, бархат, сатин, металл
Облачение архиерея. Саккос, омофор, митра, палица. XIX век. Шёлк, бархат, сатин, металл

Перед нами облачение архиерея.

Как и большинство церковных терминов, слово архиерей пришло к нам из греческого языка. Оно состоит из двух корней. Архи – в переводе означает «начальник», «первый». А, соответственно, иерей – «священник». Получается «начальник священников» или «первый священник», «первосвященник».

Кто же такой архиерей?

Так называются православные священнослужители, стоящие на высшей, третьей степени-ступени священства, в отличие от пресвитеров (кого мы обычно не очень точно зовём священниками) и дьяконов. Архиерей имеет право совершать все церковные таинства, в том числе и рукоположение новых священников и дьяконов. Причём совершать рукоположение может только и исключительно архиерей. Так же только архиерей может освящать миро, которым помазывают человека после Крещения. Таким образом, вступление в Церковь, происходящее через Крещение и Миропомазание, невозможно без архиерея. Таинство Евхаристии совершается либо самим архиереем, либо священником, которого архиерей благословляет на служение в том или ином приходе. В православной традиции это требование существует в виде запрета совершать Евхаристию без освященного и подписанного архиереем антиминса – специального плата, который кладется на алтарь при освящении храма.

Согласно православному Преданию, благодать, принятая апостолами от Иисуса Христа, передается архиерею при таинстве рукоположения. Таким образом, с апостольских времен осуществляется преемственность благодати. Согласно первому правилу апостолов, в архиереи священника рукополагает архиерейский собор.

Архиерей управляет епархией и руководит всей церковной жизнью. Ему принадлежит власть надзора и суда над местным клиром. Архиерею вверено управление церковным имуществом. Без его участия или благословения ничто не может совершаться в местной Церкви. В настоящее время титулы архиепископ, епископ и митрополит являются почетными и не имеют особых отличий, так как они охватываются общим понятием - архиерей. Из числа архиереев на поместном соборе избирается патриарх, который руководит всей жизнью поместной церкви.

К архиереям обращаются следующим образом: к епископу «Ваше преосвященство», к митрополиту и архиепископу «Ваше высокопреосвященство», к патриарху Всея Руси «Ваше святейшество» (неофициальное обращение – «Владыко»).

-2

А что же такое архиерейское облачение, которое мы перед собой видим? Это одежда. Как? Вот этот старинный, расшитый золотом наряд, простая повседневная одежда? Конечно же, нет. Нет, нет и ещё раз нет. Если это и одежда, то совсем не простая. Архиереи не ходят в ней по делам, не работают, не едят и не отдыхают. Это не обычная повседневная одежда. Это одежда для особых случаев, говоря нашим светским языком, парадная. Она предназначена для праздников. Здесь можно вспомнить, что по-английски литургию именно празднуют to celebrate a liturgy. Облачение – это литургическая одежда. Соответственно облачение архиерея – это литургическая одежда архиерея. Литургия – это богослужение. Т.е. перед нами богослужебная одежда архиерея. Это одежда, в которой архиереи служат литургию, совершают таинства, но никогда не используют её в повседневных целях.

Богослужебные облачения архиерея, да и священнослужителей вообще делаются из дорогих тканей и богато украшаются вовсе не из-за любви к роскоши. Богослужение – это всегда выход из повседневности, обыденности. Богослужение – призвано возвысить человека над его мелкими повседневными заботами и неурядицами, над суетой. Не случайно православные образно называют богослужение «небом на земле». В литургии верующий, как бы, выходит из повседневности и входит в другую реальность. Из времени в вечность. И вся окружающая обстановка должна ему в этом помочь: архитектура храма, иконы, мерцание лампад и свечей, кадильный дым и, не в последнюю очередь, облачения священнослужителей. Поэтому облачение не должно быть чем-то обычным. Да, конечно, молиться можно везде. Но именно в храме всё устроено так, чтобы человеку ничего не мешало обратиться к Богу как к другу, напрямую.

Из чего же состоит архиерейское облачение и как называются его части?

Прежде всего, головной убор: митра. В переводе с греческого языка митра означает «головная повязка». В Древней Церкви такую повязку носили епископы в знак своего высокого достоинства. Со временем митра приобрела форму, которую мы видим перед собой. Она не случайно напоминает корону.

Верхняя одежда с короткими рукавами, покрывающая всё тело человека спереди и сзади, представляющая собой большой прямоугольный кусок материи с вырезом для головы в середине, называется саккос (от. евр. сакк – рубище, вретище, мешковина). Когда-то такую одежду из грубой ткани в знак смирения перед Христом в дни Великого поста носили византийские императоры. Однако, со временем, они приобрела более нарядный и торжественный вид.

Митра-корона и саккос были одеяниями византийских императоров. После 29 мая 1453 года, когда Константинополь был взят турками-османами (о чём так красноречиво нам напомнили недавно наши турецкие партнеры), и Византийская империя прекратила своё существование, а последний император погиб в бою, турецкий султан Мехмед II отправил императорские одежды Константинопольскому патриарху Геннадию II Схоларию. Этот жест был и выражением покровительства христианам и признанием власти патриарха как этнарха, т.е. главы всех христианских подданных султана. Затем, в течение нескольких веков, митра и саккос стали облачениями всех православных архиереев.

На плечах, поверх саккоса, архиереи носят омофор (буквально с греческого – наплечник: омос – плечо, форос - несущий) – широкую ленту с вышитыми на ней изображениями крестов, напоминающую шарф. Омофор надевается на плечи архиерея так, что огибает оба плеча и одним своим концом спускается с левого плеча спереди, а другим - с этого же плеча сзади. Это древнейший элемент архиерейского облачения. Омофоры носили ещё епископы первых веков истории христианства. Святой Симеон Солунский писал в XV веке, что архиерейский омофор изображает заблудшую овцу, которую архиерей, по образу Доброго Пастыря – Христа, возлагает на свои плечи. Такое понимание значения омофора довольно широко распространено среди православных. Однако, оно может быть существенно дополнено данными археологических исследований, согласно которым, омофоры вошли в церковный обиход из государственной практики Римской империи: такие наплечники носили представители власти – римские чиновники. Архиереи же стали использовать омофоры как знаки власти по примеру государственных служащих. После того, как христианство стало государственной религией Римской империи, архиереи были приравнены по своему положению к сенаторам.

Сбоку мы видим палицу - равносторонний ромбовидный плат, укрепленный на ленте одним острым углом. По распространённой в православном народе трактовке палица одновременно напоминает полотенце, которым Господь отирал ноги ученикам на Тайной вечери, и обозначает Слово Божие, которое есть «меч духовный» по выражению апостола Павла (Послание к Ефесянам 6; 17). По данным археологической науки плат такой формы вошёл в церковный обиход из армейской практики Древнего Рима. Подобные платы, подложенные под меч, носили римские воины, чтобы не натирать кожу ножнами.

Частью архиерейского облачения можно назвать посох. Архиерейский посох – это символ власти. Он украшается изображениями обращенных друг к другу змей как символов мудрости. В России к навершию посоха ещё крепят ткань – сулок. Она представляет собой двойной плат. Нижний плат предназначен для того чтобы рука не скользила по посоху либо была защищена от прикосновения к холодному древку, а верхний – чтобы защитить руку от морозного воздуха. Однако, в настоящее время сулок утратил своё практическое назначение, и выполняет декоративную функцию – украшает посох.

Ещё на груди архиереи носят крест и панагию. Панагию, в отличие о дьяконов и священников, носят только архиереи. Панагия - это небольшой медальон круглой формы с изображением Божией Матери, Христа или святых. Первоначально имела форму ящичка, куда можно было положить Святы Дары для причащения в пути. Со временем, панагия утратила назначение дароносицы и приобрела форму плоского медальона. В отличие от всех остальных деталей облачения, панагию архиерей может носить и вне богослужения.

Всё архиерейское богослужебное облачение может весить около 10 кг и более. Как вы понимаете находиться длительное время, и, тем более, активно действовать в такой одежде довольно трудно. Поэтому совершение богослужения архиерейским чином (т.е. порядком), а оно особо длительно, требует от людей не только незаурядных духовных качеств, но и немалой физической силы и выносливости.