Социальные ранги в России до Петра I
Царь – династическая должность, переходит по наследству.
СЛУЖИЛЫЕ ПО ОТЕЧЕСТВУ: 2. Думные бояре – только 16 родов имели право, обойдя все чины, поступать на службу думными боярами: Черкасские, Воротынские, Трубецкие, Голицыны. Хованские. Морозовы, Шереметевы, Дубовские, Пронские, Шеины, Салтыковы, Репнины, Прозоровские, Буйносовы, Хилковы. Урусовы. 3. Окольничий – член боярской Думы. Возглавляли приказы, назначались полковыми воеводами, а также воеводами крупных крепостей. Число окольничих колебалось от 4-х (1626), 27-55 (1690). Члены 15 родов имели право вступать на службу сразу в окольничие, и потом лишь в думные бояре: Куракины. Долгорукие, Бутурлины. Ромодановские, Пожарские, Волконские, Лобановы, Стрешневы, Барятинские, Милославские, Сукины, Пушкины, Измайловы, Плещеевы, Львовы. 4. Стольник – с этого чина начинали службу молодые люби знатных фамилий. Из их числа назначались рынды, чашники, постельничьи, сокольничьи, конюшие. Выполняли особые поручения. Особо отличившиеся назначались воеводами крепостей. Число стольников доходило до 200-300 человек. 5. Стряпчий – низший придворный чин. Руководили работами хлебных, конюшенных, кормовых дворов. В войсках – младший командный состав, не выше сотника (поручика, ст. лейтенанта). Число стряпчих достигало при царском дворе 800-900 человек. Стряпчими назначались сыновья дворян и московских детей боярских. 6. Дворяне московские – с 13 по начало 16 века, изначально были слугами при княжеском дворе, оттого и назывались дворовыми и позже дворянами. При усилении великокняжеского двора их статус стал выше, чем у детей боярских. Имели вотчину с крепостными крестьянами, которую не теряли, если уходили со службы. Вотчина передавалась по наследству. Оброком не облагались. 7. Дворяне городовые – по статусу были ниже дворян московских, но имели те же права, что и дворяне московские. 8. Дети боярские московские – потомственный боевой состав. Наделялись поместьем с крестьянами (не более пяти, но зачастую был один крестьянин на три семьи) Старшие оклады: 1- 350-400 четей (в чети 0,56Га), 2 – 300 четей. Средние оклады: 3 – 250 четей, 4 – 200 четей, 5 – 150 четей. Низшие оклады: 6 – 100 четей, 7 – 85 четей, 8- 75 четей. Получали от царя 4-5 рублей в месяц. За отличия получали дополнительно 6-7 рублей и землю дополнительно. Но, если все в роду уходили со службы, то земля терялась.
9. Дети боярские городовые. Имели те же привилегии, что и дети боярские московские и проходили по спискам вместе с дворянами. Вначале 18 века, при оформлении дворянского сословия меньшая часть стала «благородными», а большая составила группу «вольных поселенцев» - однодворцев. Будучи в течении ряда поколений служилыми людьми, потомственным военно-боевым составом, представляли большой интерес при формировании гвардейский полков. Могли иметь воинские звания от младшего командного состава вплоть до майора. Из дворян и детей боярских верстались полки и несли службу при крепости и других боевых действий. Назначались дети боярские воеводой – стрелецкими и казачьими головами, дьяками в приказе.
10. Вожи – служили проводниками- следопытами в воинских подразделениях. В походах они знали отлично местности, все броды, овраги, колодцы, мосты и т.д. На Белгородский разряд было 60 вожей. Очень ценились. Жили в городах, получали жалование 3-4 рубля в месяц.
СЛУЖИЛЫЕ ПО ПРИБОРУ: 11. Стрельцы, пушкари, вратники (стража, исполняли охранные функции), затинщики (артиллерия за тыном, за крепостью), ездочные, казаки беломестные ( не платили оброк), казаки жилые, казаки гулевые, черкасы ( украинские казаки, на службе у царя). При крепости были штатские должности: кузнецы, шорники, дворники.
12. Посопные дворцовые крестьяне под управлением Тайницкого приказа, платившие оброк зерном. Жили в сёлах: Мазикина, Тюнина, Ломовая. Заячья (Засени? в крестоприводной книге), Новая Слободка, Литовская. А также Волостные крестьяне для снабжения войск продовольствием.
13. Бобыли монастырские (безземельные, одинокие пожилые люди. Работавшие за корм при монастыре а также Захребетники за ездочными ( то же самое).
14. Монастырские крестьяне и крепостные крестьяне ( царю не присягали, их нет в крестоприводной книге).
К публикации подготовил Борич Евдокимов