Уже более 15-ти лет играя в легендарную стратегию, понимаешь многие скрытые её стороны. И в очередной раз удивляешься тому, как глубоко проработана эта игра и сколько логических смыслов в ней заложено!
Начну с того, что все показатели внутри поселения введены не случайно и имеют чёткий смысл и свои причины и следствия. Эффекты нищеты, коррупции и прочие негативные явления служат, как раз, для соблюдения баланса.
Коррупция
Да-да, та самая коррупция, которая в игре напрямую не регулируется (т.е. никто вам в конверте деньги не заносит и, как кажется, возникает рандомно). Она может быть пунктом расходов, но и источником дохода! Не во время всей продолжительности игры, но значительную её часть.
В самом конце игры, когда казна достигает под миллион, коррупция уже совершенно не влияет на положение фракции. И это вполне логично! Захлёбывающаяся в несметных богатствах республика поедает сама себя... Пока не превратится в империю!
Как уменьшить убытки от коррупции?
1. Грамотно располагайте столицу : чем дальше провинциальное поселение от столицы, тем больше в нём прохиндеев оказывается у власти! Столица должна быть в центре ваших владений, точнее - наиболее приближена к самым развитым городам. Смело переназначайте сердце вашего государства при геополитических изменений вашей фракции.
2. Если в поселении нет правителя - коррупция начнёт пожирать казну! Причём, правитель должен быть с соответствующими способностями в управлении. Безусловно, все провинции снабдить грамотным управленцем проблематично, точнее - не возможно. Но все особенно развитые города должны быть под контролем вашего ставленника!
3. Используйте активно агентурную сеть! Ваши шпионы должны сидеть во всех ваших городах и городах, окружающих вас государств и мятежных деревень. Как показывает личный опыт - шпионы уменьшают коррупцию в городах своей фракции, а из соседних (в том числе и вполне дружественных) - крадут деньги в пользу родной казны!
4. Стройте здания, повышающие законность! Храмы Церере можно позднее заменить на храмы Юпитеру, что задирает законность в городе и "лечит" от клептомании наместника.
5. Со временем практически у всех наместников начинают появляться такие свойства, как "расточительный" и т.д. Что в конце концов перерастает в "коррупционер" и хуже. Но, как правило, у него же, при вышеперечисленных мерах по снижению коррупции, возникает в свите персонаж, который сглаживает этот негативный трейт.
6. На определённом этапе игры за Рим, вам будет предложено реорганизовать республику в империю. Соглашайтесь на это, т.к. около 30% коррупции сразу исчезнет.
Перенаселение
Когда города переполнены - начинается чудовищный рост нищеты и недовольства плебса. Никакие манипуляции с налогами и численностью гарнизона в определённый момент уже не помогут. Что здесь делать?
В отличие от следующих игр серии, в "Риме" эту ситуацию можно предупредить на начальном этапе. И к тому же - обратить её себе во благо!
Активно нанимайте крестьян. В игре реализован механизм, который при наборе любого войска в поселении, вычитает из его жителей ровно столько человек, сколько составляет обучаемый отряд. Что, кстати, вполне логично! Такие стеки крестьян прагматично отправлять в поселения, где, наоборот, населения не хватает и там их расформировывать. Не теряя при этом налогоплательщиков и развивая свои территории.
Если же население всех городов вас устраивает и нет нужды в его пополнении - расформировывайте отряды, что называется, в чистом поле! Тогда люди просто растворятся на территории провинции, не заезжая в города!
Восстание
А что же делать, если ситуация уже упущена (либо покорённое поселение очень недовольно вашим восхождением на трон правления) и в нём вспыхивает кровавое восстание, уносящее жизни не только местных жителей, но и честных солдат гарнизона?
Здесь всё по классике: выводите все войска из города, предварительно разрушив постройки, позволяющие нанимать более-менее годных солдат, и ждёте, пока им не овладеют повстанцы (эмблема окрасится в соответствующий цвет). После чего захватываете город и вырезаете жителей.
Метод кровавый, ужасный, но единственный, если не считать редактирования файлов игры, где просто устанавливается набор какого угодна количества отрядов крестьян в один ход. Тогда, вы просто можете вывести за один ход очень большое количество населения и отправить куда угодно вашему сиятельству.
Но игровое редактирование это совсем другая история и обратимся мы к ней позднее!
Если нравится контент - подписывайся и ставь палец вверх!