Предлагаю рассмотреть один из главных инструментов стройного производства, который называется «кайдзен» (яп. «непрерывное совершенствование»).
Данный инструмент позволяет значительно снизить непроизводительные затраты, повысить производительность и улучшить условия труда, причём всё это без значительных инвестиционных вложений.
Я уже писал на этом канале о том, как японские производители, опираясь исключительно на имеющиеся ресурсы, сумели обойти более оснащённых конкурентов из США. Одним из основных способов этой победы было задействование инструмента кайдзен.
Суть инструмента в том, чтобы сотрудники предприятия, непосредственно связанные с проведением тех или иных работ, предлагают мероприятия по их улучшению, находя в своей работе то, что затрудняет её выполнение или не прибавляет ценности для потребителя. В процесс совершенствования вовлекаются все: от руководителей самого высокого уровня до рабочих. Совершенствования могут быть небольшими, но должны быть постоянными и многочисленными. Такие небольшие улучшения приводят к существенному снижению затрат и росту производительности.
Противоположностью кайдзена являются инвестиционные проекты (в литературе также встречается термин «кайрё» (в англ. написании – kairyo, поэтому иногда в нашей литературе этот термин переводят как «кайрио»). Этот способ применяется уже не «снизу» (от рабочих и мастеров), а «сверху» (от высшего руководства и менеджмента), подразумевает под собой инвестиции в дополнительные производственные мощности (или другое оборудование) и влечёт за собой значительные инвестиционные затраты, в то время, как для кайдзен затраты, обычно, незначительны.
При этом следует помнить, что ввиду незначительности затрат и, соответственно, эффекта от мероприятий кайдзен, необходимы массовость и постоянство применения данных мероприятий. А это, в свою очередь, подразумевает под собой максимальную вовлеченность сотрудников предприятия в формирование предложений по улучшениям, а также в рассмотрение данных предложений, когда каждый сотрудник считает предприятие не просто местом где он исполняет свою функцию и остальное его не касается, а понимает, что от повышения эффективности функционирования организации выигрывает предприятие в целом и, следовательно, каждый сотрудник. В таком случае работник не пройдёт равнодушно мимо потенциальной проблемы, даже если она не относится к его прямым обязанностям.
Кроме решений, позволяющих что-то улучшить или снизить непроизводительные затраты кайдзен также подразумевает определение возможностей появления каких-либо проблем и ликвидация этих предпосылок. Так, например, считается, что на одну травму приходится несколько десятков случаев, когда причинение этой травмы было возможно, но удалось избежать, и несколько сотен случаев, когда работники осознавали возможную опасность получения такой травмы, но никаких действий не предпринимали. Поэтому одно из направлений кайдзен – предотвращение возможных проблем.
Девиз кайдзен гласит: «Всякий процесс может быть улучшен». Причём, приверженцы философии кайдзен считают, что это формула универсальная, независимая от сферы применения: производство, офисная работа, сфера обслуживания и даже в быту. То есть везде и всегда необходимо стремиться к совершенству, пусть даже небольшими шагами, но целенаправленно и постоянно.
Если тема вам интересна, или хотите описания других инструментов стройного производства - пишите комментарии. Ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Спасибо за внимание.