Наткнулся на старые фотографии советских времен сборной СССР по высшему пилотажу. Такие красивые лица, некоторые уже не с нами, другие фамилии знает каждый школьник - Савицкая, Крикалев. Никто не задумывается, но именно из самолетного спорта вышло наибольшее количество героев Советского Союза и России, упомянутые Крикалев Сергей Константинович и Савицкая Светлана Евгеньевна - дважды! Был даже один Премьер-министр и в последующем Президент Литвы, который летал за сборную Советского Союза - Роландас Паксас. Не из футбола или хоккея, а из национальной Сборной по высшему пилотажу вышли эти люди!
Сборная всегда приезжала на международные соревнования, что бы занять весь подиум, бывало конечно кому-то другому перепадала какая-нибудь бронза. В самом начале в 60х летали на чешских Zlin, в последующем, уже на советских Як-18П, Як-50, и в конце, на знаменитых на весь мир СУчках (Су-26, Су-29, Су-31 и их модификациях). На канале есть небольшой рассказ об истории создания этих самолетов в статье про авиагонки. Вот такие люди, завоевывавшие победы для свой страны, летчики в небе, создатели самолетов на земле, они являлись и являются частью Национального Достояния, а вовсе не компания с синей свечкой на логотипе.
Эти люди не брались из ниоткуда, в СССР прекрасно работала система первоначальной летной подготовки на базе Осоавиахим, за тем ДОСААФ, откуда и выходили молодые спортсмены и не только. Система осуществляла первоначальную летную подготовку для армии и гражданской авиации. Юрий Гагарин впервые поднялся в небо в Саратовском аэроклубе ДОСААФ СССР на ЯК-18.
Кроме того, когда в следующий раз будете смотреть на то, что вытворяют в небе наши истребители Сухие и МиГи, подумайте о том, что все эти фигуры были изначально отработаны летчиками-спортсменами, а уже потом адаптированы под реактивную технику.
Прямо сейчас, эта самая сборная находится на грани уничтожения. НИ ОДНОГО самолета в распоряжении! Нет тренировочной базы! Нет финансирования! Министертво спорта прямо сказало, что этот спот им не нужен, тотализатор видимо не работает. ДОСААФ вместо помощи, еще и сам деньги тянет.. хочется спросить - а это как вообще?
В ДОСААФ конечно у самих дела идут не важно, но тут я думаю винить некого кроме самих себя. Парашютистов еще как-то готовят, бросают с оставшихся со времен СССР АН-2, кое-где еще летают Вильги и ЯК-52, ЯК-18Т, частники на Цеснах на в счет. Так что, ни о каком качественном отборе спортсменов говорить больше не приходится. Если есть у человека свой самолет, научился как-то летать - он уже почти чемпион, соревноваться он будет только с теми у кого тоже есть самолет, а таких, как понимаете, в нашей стране ограниченное количество. Это хорошо, что есть обеспеченные люди и при этом энтузиасты неба и авиационного спорта, пусть их будет как можно больше! Но к сожалению, наличие самолета не означает наличие таланта и способностей, как и в любом деле. А что бы выявить талантливых ребят, нужно провести отбор среди сотен или даже тысяч кандидатов, что сейчас звучит фантастически.
Часто ссылаются на то, что самолетов у нас нет - это неправда! Нет желания и чьей-то воли разместить заказ как на учебно-тренировочные самолеты для аэроклубов, ну и на рекордные самолеты для спорта высоких достижений.
Еще в 90е годы, теми же людьми, которые разрабатывали СУчков (Кондратьев, Есаян и другие), был разработан учебно-тренировочный самолет И-3. Его еще можно встретить под названием СП-91. По словам создателей, это тот же самый СУчек, только цельнометаллический. Рассчитан на те же эксплуатационные перегрузки +12/-12 G.
Он получился несколько тяжелее, но и дешевле чем СУ, не требует ангарного хранения и может жить под открытым небом, как ЯК-52. Примечателен он еще тем, что за час может быть переоборудован из одноместного в двухместный со спаренным управлением и обратно (тренировочная и соревновательная конфигурации). Было собрано всего около 50 бортов, большая часть из которых была продана, как ни странно, на северо-американском и европейский рынки. Сертифицирован в США как Experimental. В России на сегодняшний день находится всего 3 единицы.
Larry Schlasinger (USA) flying the Russian I-3 (Ларри Шлизингер (США) пилотирует российский И-3
При желании, производство этого самолета можно возобновить за год. Есть небольшая проблема с двигателями, так как производство старого доброго М-14 тоже утеряно в России, еще что-то собирают в Румынии, но как говорится, было бы желание и заказ. Так что, когда (если) наше Государство решит, что ему снова нужен кадровый резерв военных и гражданских летчиков, а так же намерение сохранить и развивать российскую школу высшего пилотажа - обращайтесь.
Главное что бы не поручили разрабатывать самолет «с нуля» силами минпромторга, эти "эффективные менеджеры" уже больше 20 лет замену АН-2 разрабатывают, так что до нового спортивного самолета можно и не дожить.
В заключении, рекомендую Вам посмотреть интервью с Главным тренером российской Сборной по высшему пилотажу Виктором Валентиновичем Смолиным. Абсолютный Чемпион Мира 1982 г., Абсолютный Чемпион Европы 1981г., Абсолютный Чемпион СССР. Имеет более 130 золотых, серебряных и бронзовых медалей Чемпионатов Мира, Европы, других международных соревнований и Чемпионатов СССР. Он всю свою жизнь посвятил самолетному спорту. Уже под его руководством с 1995 года, было подготовлено множество Чемпионов, в том числе единственный в мире 3-кратный Абсолютный Чемпион мира Михаил Мамистов. Виктор Валентинович продолжает готовить спортсменов не смотря на то, что государство про сборную забыло. "Авиация началась со спорта", утверждает Виктор Валентинович, имея ввиду, что авиация это и была спорт, кто выше, дальше, быстрее и только потом появилось все остальное: военные самолеты, пассажиры и т д. Если не согласны, давайте спорить ))
В ролике так же: авиаконструктор Вячеслав Кондратьев, тренер-инженер Алексей Шкляев. Пилоты Михаил Мамистов, Александр Мякишев, Александр Кротов, Елена Климович, Вася Никонов и Саша Пешков.
Взято с канала Alexander Dzhus