Первое, что бросается в глаза при просмотре любого советского фильма для детей (даже о войне и оккупации!) - это полнейшая защищённость ребёнка в кадре. И — коллективная забота. Повторюсь, фильмы о войне, где по идее любой человек и особенно — малыш казался беззащитным — зрители чувствовали некую «высшую» заботу о нём. По крайней мере, было понимание, что грянет неумолимая Справедливость по отношению к обидчику, грабителю и душителю. Что же касается обычного кино, где ребята учатся, проводят время, бегают в кино и дерутся за гаражами — здесь и вовсе торжествовала идиллия.
Любая, самая насыщенная опасными приключениями, кинокартина, дышала спокойствием. В «Тайне железной двери» мальчик носится по городу с дьявольским коробком, создавая бесполезные чудеса. Но мы видим, что его всегда охраняет милиция, за него отвественна школа, его окружают верные товарищи (да ещё с огромной и послушной собакой). Даже вечно-занятые родители (а наши родители себя почти полностью отдавали работе) — и те пребывают в постоянной боевой готовности. Ощущение надёжного «тыла» - вот, что здесь транслируется. Ты - в безопасности!
Посмотрите «Первоклассницу» - размеренно-плавная бытность красивых девочек, у которых всё прекрасно, за исключением некоторых проблем в чистописании. Единственный ужас — попадание в вечерний зимний лес, но мы-то с вами понимаем, что они там не замёрзнут и их не будут (простите за жесть) откапывать по весне с занесением факта в протоколы. «Алёша Птицын вырабатывает харкатер» - вырабатывает он нго на фоне чарующе-открыточной Москвы. Все — бодры, сыты, хорошо воспитаны. И только Птицын — ленив. Но он исправится. Ибо не дадут пропасть и - упасть!
«Приключения Толи Клюквина» - ах, что может случиться с пацанчиком среди хорошеньких, новых хрущёвок, где у каждого — своя квартира и все — счастливы? Да всякий двоечник, типа героя фильма «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова второклассника и второгодника» и тот мыслит позитивно: его никто и никогда не обидит. Так, пожурят. Но всё равно - любят. Все. Иначе - никак. Умный и не от мира сего Кирилл из «Фантазий Веснухина» может мечтать и грезить сколь угодно — самый его коварный враг — брутальный недоумок Булин, да и тот в финале добреет.
Знаковая деталь: гангстер Урри из «Приключений Электроника» чувствует себя — как раз! - пришибленным (и не только штангой) в обществе, где ему надо ловко орудовать. Потому что он был должен выкрасть не просто киборга, но имеющего наружность подростка. Дети — святое. Они — под защитой. Включая тех, у которых «контакты платиновые». А тут и Петров & Васечкин, что расслабленно борются за внимание Маши Старцевой — сбежав из пионерлагеря (во второй части) мальчики не могут сгинуть или получить по башке — везде добрые/умные взрослые.
И вот - два момента. Один — эпизодический, но запоминающийся, ибо явил собой смену эпох. Второй — длиной во весь сюжет. В «Гостье из будущего» есть незначительные персонаж который так испугался космических пиратов, что предложил им свою помощь. Да, шестиклассников во главе с Алисой, этот господин тоже испугался. Нам показали, что мир взрослых теперь — несколько иной, чем раньше. И этот модно одетый, гладкий мужчинка, живущий в центре — и есть будущее, а не «флипы до КосмоЗоо».
Второй сигнальчик — эпичная кино-драма «Чучело», которую можно охарактеризовать, как «мир равнодушных взрослых». Убогая училка, инфернальная директриса (она адски улыбалась при входе), тупая парикмахерша, не въезжающая в то, что происходит; дед-Бессольцев, погружённый в свои коллекции и внезапно! - узнающий, что у его единственной внучки — проблемы. Мы увидели, что детство может быть раненым, битым, покалеченным. И это гораздо более мощный посыл того времени — следом понеслась Перестройка, а детское кино сменилось молодёжными трагедиями — в стиле рок и в стиле трэш.
Zina Korzina (c)