Не обладая мощными военными ресурсами, Япония не может претендовать в силу объективных географических факторов на господство в Арктике. Тем не менее, арктическая стратегия Японии достаточно тонкая и, можно сказать, хитрая.
Арктические амбициям – почти сто лет
О своих арктических интересах Япония заявила почти сто лет назад: уже в 1930-х гг., когда через агентов в СССР собирала нужную информацию. Исследователь М. Гутенев в качестве важной вехи называет и период перестройки (1985-1990 гг). К этому времени у японцев уже был Международный арктический научный комитет (IASC), продвигающий арктические исследования.
Примерно в это же время японские власти вели активные переговоры с руководством СССР по поводу освоения Северного морского пути. В 1991 г. японцы совместно с норвежцами открыли исследовательскую станцию в Ню-Олесунне (Шпицберген).
После Фукусимы
После радиационной аварии на Фукусиме (2011 г.) японский истеблишмент осознал необходимость диверсификации энергетической безопасности, что актуализировало арктическую повестку внутри страны восходящего солнца. К тому же, амбициозные арктические намерения Кореи и особенно Китая подстегнули элиты Японии к Арктике.
В 2012 г. в парламенте под руководством премьера С. Абэ была создана рабочая группа, цель которой – «установление безопасного передвижения по Северному морскому пути». Для Японии в силу опять-таки географических характеристик Северный морской путь имеет не меньшее значение, чем для Китая. Но подход у двух азиатских гигантов несколько отличается.
Институционализация арктической политики Японии прошла в 2013-2015 гг.: учреждение посла Арктики (2013 г.), получение статуса наблюдателя в Арктическом совете (2013 г.) и принятие арктической стратегии (2015 г.). Как отмечает М. Гутенев, стратегия опирается на программу «Проактивный вклад в развитие мира» и основывается на принципах международного сотрудничества. Важнейший элемент арктической стратегии Японии – это не просто научные исследования, но публикация результатов этих исследований для широких слоев общественности. Иными словами, Япония претендует на функции формирования общественного мнения по арктическим вопросам.
Наблюдатели за Арктической пятеркой
Более того, Токио претендует на роль выразителя мнения неарктической общественности по поводу действий арктической пятерки (Канада, Россия, США, Норвегия и Дания). Такой подход отвечает интересам США, в сферу влияния которых входит Япония. По сути, в арктической конфигурации Японии отводится роль мирового пиарщика, который своими исследованиями и докладами усиливает позиции интернационализации Арктики и осуждает «эксплуататорские» планы Китая и, например, России.
У Москвы и Токио очень много общих интересов в Арктике: Япония заинтересована в освоении углеводородов, которые располагаются на арктической территории России. Но Токио склонен считать эти территории не российскими, а общими.
Характерно, что в конце 2019 г. Япония заявила о создании собственной системы обеспечения безопасной навигации по Северному ледовитому океану. Система будет включать в себя мониторинг водной поверхности и измерение толщины льда.
Токио добился значительного прогресса не только в исследовании Северного морского пути и Северо-Западного прохода, но и в ледоколостроении. Все это создает платформу для сотрудничества. Но методология подхода к Арктике и текущая геополитическая ситуация (статус Курил) не способствуют сближению Японии и России.
Тем не менее, антагонизм Японии с Китаем, а также перспективность Северного морского пути вынуждают Токио претендовать на активную арктическую политику. Помимо США, здесь главные союзники японцев – Финляндия, Швеция и Дания. На платформе научных исследований и формирования общественного мнения позиция этих стран представляется схожей. Впрочем, за научными интересами сохраняются и более прагматичные – углеводороды интересуют Японию не меньше других.
Под предлогом выразителей мировых интересов Япония может в средне- и долгосрочной перспективе вступить в конфронтацию с Китаем и, возможно, с Россией. Позиция этой страны ориентирована на интернационализацию Арктики и будет опираться на военную мощь США. А с точки зрения мирового общественного мнения, позиция Токио будет неплохим добавлением в продвижении не только собственных, но и американских интересов в Арктике.
***
Дмитрий Михайличенко, специально для GoArctic